«Земля кочевников» – ничто в этом мире не ваше…

Многие, наверное, слышали об этом фильме. В прошлом году он получил премию «Оскар» как лучший фильм. Давно никакое кино не сотрясало все мое существо так пронзительно и остро.

Если вы хотя бы раз в жизни ощущали себя странником в этой большой вселенной.

Если хоть однажды вы всей кожей чуяли, что люди, которых вы встречаете на пути (на пару минут или на всю жизнь, неважно) не принадлежат вам и расставание неминуемо.

Если понимали не умом, а чувствовали в глубине костей, что НИЧТО в этом мире НЕ ВАШЕ, а лишь дано во временное пользование.

Если вы заранее знаете, что любая остановка сменяется движением.

Если в вас живет, и иногда просыпается это звенящие звёздной пылью одиночество.

То, возможно, вы уже чувствуете и знаете этот фильм. То, возможно, смотря его вы хоть ненадолго ощутите, что вы дома…


«Пока все хорошо» – фильм из жанра «социалка»

Цивилизованный народ от дикого отличается тем, что первые во всех проблемах винят себя, вторые – других. Чаще всего как раз первых, то есть цивилизованных.

Французы, одни из немногих в мире, перенесли на поля культуры баталии с противниками мигрантов, перевели на язык кино истории о том, как европейская нация столкнулась с мусульманским миром. И хотя бы уже поэтому французы имеют право называть себя цивилизацией.

Их очередной фильм из жанра «социалка» – попытка ответить самим себе на вопрос – если все люди братья, то не пора ли не просто помогать беженцам, но и начать с ними вместе работать на благо их новой семьи, Франции. Потому что в семье не только шарлотку едят по выходным, но и яблоки собирают вместе.

Да, главный герой фильма, владелец рекламного агентства, не по своей воле вынужден перевести весь свой офис вместе с сотрудниками под Париж, в маргинальный район, который давно заселили гости из Африки и Востока. Креативного рекламщика вынудили на этот шаг налоговики. Но все, что произошло дальше – выбор самого француза, голос его совести.

И да, все, что произошло дальше похоже на сказку. Хорошее кино это в принципе сказка. Но в ней действуют реальные герои.

И вот уже французы, которые еще вчера боялись беженцев, сегодня учатся им доверять, а завтра вместе с ними добиваются успеха. И даже думают о совместном счастье. А беженцы, многих из которых откровенные преступники, видевшие в гражданах приютившей их страны лохов, которых нужно разводить, вдруг понимают, что рэкетом и воровством можно вызвать только страх, а не сочувствие. Сочувствие же оно гораздо выгоднее. И оно ближе к родственным связям.

Проходит немного времени, и на добро беженцы отвечают добром, с этого момента французы и беженцы действуют как одна команда. Иногда вместе нарушают тот же закон, иногда вместе делают мир красивее и справедливее.

Пусть многие, особенно в российских СМИ, твердят, что Франция заживо похоронила себя, дав кров сотням тысячам мигрантов, сами же французы заверяют – у нас «Пока все хорошо».

Если они не лукавят, то дальше должно быть еще лучше.


«Суд над чикагской семеркой» – это экранизация поступка

Ну вот же, прекрасный американский фильм – в жанре, в традициях, основан на реальных событиях. Все, что имеет под собой документальную подоплеку – обычно удачно получается экранизировать. Вероятно, потому что чем старше человечество, тем скуднее воображение. А, может быть, и того хуже – человечеству уже нечего сказать, кроме глупостей или пошлых и неглубоких идей, что в общем-то тоже можно приравнять к глупостям.

Тут, правда, есть риск, что такое, больное, общество не оценит сюжеты, взятые из реальной жизни – потому что так уже никто нынче не живет. Никто сегодня искренне не будет бороться за чужие права, за демократию, никто не будет думать о солдатах, которые гибнут на войне. Никто не рискнет собирать многотысячные митинги, прекрасно зная, что провокаторов на них будет не меньше, чем тех, кто пришел по своей воле. Никто сегодня не обменяет свою свободу на достойную жизнь других.

Герои фильма Соркина смогли все это сделать. Суд над ними стал одной из самых драматичных перипетий в истории США. Речь о группе протестующих против войны во Вьетнаме, которых обвиняли в подстрекательстве к беспорядкам в Чикаго.

Создателям оставалось лишь талантливо экранизировать события 1968 года и последующего судебного разбирательства. Создатели справились. Получилась вполне внятная психологическая драма с понятными мотивациями и характерами героев. О, как сегодня трудно найти кино, где не было бы вопросов к мотивациям! И снова тут нельзя не поворчать на тему – у наших предков в недалеком будущем было больше гражданственности, справедливости, добра. Мы же сегодня непонятны сами себе, какие тут могут быть мотивации в кино!

Еще обо одном надо сказать (главное вы поняли – фильм смотреть обязательно) – «Суд над чикагской семеркой» – это экранизация поступка. Экранизировать поступки дело всегда неблагодарное. Особенно сейчас. Такие фильмы могут реально вывести на улицы или сделать из людей… людей. Это невыгодно современным правительствам. Куда выгоднее экранизировать упадки, тупость и безоговорочную гармонию с собой и государством. Также заходят триллеры, боевики и комедии. Они для всех безопасны.

Для экранизаций поступков пора придумать новый жанр. И давать своего «Оскара».

Максим Васюнов

кино