«У тихой пристани» — приятно и легко на сердце

Посмотрел я тут давеча один старый советский фильм — «У тихой пристани» (1958) с массой крупных актёров, «звёзд» того времени — Меркурьев, Новиков, Кубацкий, Геллер, Трояновский, Ратомский и много других. Во-первых, бросилось в глаза, что все фильмы той эпохи (именно 1950-х) как будто однотипные, все про одно и то же, в общем-то с довольно примитивным банальным сюжетом: про какого-нибудь бюрократа, который создаёт трудности своим подчиненным, окружающим людям, а потом происходит какое-нибудь забавное происшествие, часто это бывает комедия положений, и этот бюрократ сам оказывается в критическом положении, осознаёт, так сказать, свою дурь, и исправляется.

Это такие фильмы, как «Верные друзья», «Жених с того света», «Карнавальная ночь», «Безумный день», «Драгоценный подарок», «Шофёр поневоле» и много других (не скажу, что «много-много», ибо это ещё была эпох «малокартинья»). Даже Гайдай начинал именно в это время и с таких фильмов. Видимо, только такой сюжет могли эксплуатировать в комедиях того времени (в остальном-то ведь всё отлично, уже до коммунизма осталось рукой подать). Некоторые из них в общем-то заслуженно забыты, ибо примитивность сюжета, отсутствие глубоких мыслей не спасает даже игра великих актеров.

Но вот этот фильм из данной серии как-то даже приглянулся, не сюжетом, конечно, но некоторыми деталями. Взять хотя бы главного героя, Николая Северьяныча Колючкина, начинающего пенсионера. Он вышел на пенсию и пребывает в растерянности: как же так, он привык заниматься серьёзным делом на заводе, и вдруг гудок пропел, а он сидит дома, не надо идти на завод, а надо коротать время, сидя на банальной рыбалке. Сегодня бы сказали, что это человек «Аполлонического логоса», или пассионарий, который ищет применения своей пламенной душе, и находит его в служении ближнему — в общем-то это даже по-христиански. А какое выразительное лицо у главного героя в исполнении Владимира Ратомского — мельчайшей складкой бровей, или полуулыбкой он сразу всё сказал без слов! Поучиться бы современным его коллегам такой скупости выразительных средств — прямо по Станиславскому. И много других здесь замечательных актёров: Новиков, совсем почти юноша по виду, но ему уже 33 года, он 4 года как снимается, и это его 11-я картина. И, как водится, он пьяница, бьёт жену, но под чуткой опекой нашего пенсионера исправляется. Кубацкий — это вообще человек-песня. Стоит ему хоть на минуту появиться в кадре, произнести пять фраз своим густым, маслянистым голосом — и это уже шедевр. А тут у него целая ролька, да какая! Василий Васильевич Меркурьев, как всегда, огромен, неуклюж, рассеян и страшно обаятелен. Александра Денисова — она часто и слов-то не произносит в своих крошечных эпизодах, достаточно увидеть её одухотворённое русское лицо, и сразу от этого даже радуешься. Здесь она «Член клуба пенсионеров». И о многих других актёрах можно сказать столько же добрых слов.

Потом в этом фильме ещё много интересных мелочей. Например, старушка, о которой заботится главный герой, говорит: «Прежде-то я в прислугах жила, а теперь в домработницах. Работала всю жизнь, а стажа не заработала. На пенсию бы идти, а я всё работаю». Как-то повеяло чем-то дореволюционным и антисоветским, но эпизод этот, видимо, не забраковали. Сам герой Меркурьева уносится мыслями в свою дореволюционную молодость, когда он был знаменитым солистом в опере и на эстраде. Потом, в этом и подобных ему фильмах можно всегда с удовольствием смотреть, как прекрасно зафиксирован быт: одежда, транспорт, обстановка в домах и в учреждениях, вывески на улицах, даже говор героев, их старинная русская речь — всё это весьма приятно. Фильм этот не длинный, чуть больше часа. Не назовёшь его, конечно, шедевром, но 1-2 раза посмотреть — приятно и легко на сердце.

Вадим Грачев

кино