Тот случай, когда «Молчание» — не золото!

Все уже прочитали, что Скорсезе лет тридцать вынашивал идею фильма о католических священниках, которые искали в Японии своего брата, себя и Бога. На самом деле – это даже не идея самого Мартина, это сюжет японского автора Сюсаку Эндо. Некогда это был бестселлер, им зачитывался весь мир и в том числе будущий культовый режиссер.

Однако хорошие и глубокие книги никогда не становятся бестселлерами, массово читают только то, что всем понятно, любят только тех авторов, чья философия близка, кто не утруждает читателя серьезными размышлениями, особенно на богословские темы.

Вот и «Молчание» Эндо не стало истинным откровением для христианского мира, автор топтался на нижайшем уровне познания Бога. На том же уровне остался и католик Скорсезе. Бесспорно, классный режиссер, но ключевое слово тут «католик». А они, как известно, товарищи расчетливые, и если что-то делают ради Бога, то тут же от Бога требуют расплаты. Я — Тебе, а Ты – мне. А лучше наоборот. И фильм «Молчание» — самое красноречивое тому подтверждение.

И больше нет смысла обсуждать философию и глубину этого фильма. Никаких там серьезных поисков Бога нет и быть не может. Просто потому что не там ищут.

А вот снято, конечно, шедеврально. От картинки, от прекрасно созданной атмосферы – не оторваться. Подвиги простых японцев – то, что делает эту картину хоть как-то христианской – заставляют сочувствовать, заставляют восхищаться, словом, пробивают на эмоции. Да и сама драматургия выстроена безукоризненно – все-таки Голливуд, хотя Голливуд и не верил в эту ленту и потому все крупные кинокомпании долго отказывали Скорсезе в финансировании.

Но фильм вышел. И относиться к нему нужно как к кино, а не как к проповеди. И запомните, что я скажу вам, братья мои: никогда не познавайте Бога по кино, особенно если его снял католик! (Веселый смайлик).

Максим Васюнов

киноПреображение
Комментарии ( 4 )
Добавить комментарий
  • Зритель

    Полностью согласен с Максимом Васюновым — кроме красивой картинки ничего стоящего. Филь про священника, который не был настоящим христианином, по сути не верил в загробную жизнь. Вот сильная статья на тему Молчание Скорсезе pravoslavie.ru/106492.html

  • Сергей

    Фильм про гумманиста, а не про Христианина. Христианин не отрекается от Христа не при каких обстоятельствах. Какой смысл в сытой и спокойной жизни, если предал Бога? Жизнь-то все равно кончится… А что дальше?

  • Георгий

    Настоящих христиан не получалось «разводить» так, как «разводят» Родригеса: мол, отрекись не ради себя, а ради других, которых мы убьем, если ты не отречешься. Ведь это, получается, именно ты тогда будешь виноват в их мучениях и смерти. Настоящие христиане отвечали: нет. Виноват тот, кто мучает и убивает, а не тот, кого шантажируют этим.

    Ложь в самом центральном эпизоде фильма. Родригес по ходу своего заключения и пыток жалуется на то, что почему-то не слышит голос Бога, голос Христа. Только молчание. И вот в тот момент, когда его ставят перед положенной на землю иконой, он, а вместе с ним и мы, зрители, вдруг слышим как бы голос Христа: «Наступи на Меня. Я понимаю твою боль. Твоя жизнь сейчас со Мной. Наступи».

    Вот это и есть самая большая ложь фильма. Потому что настоящий Христос говорил прямо противоположное:

    «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10: 32–33);
    «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10);
    «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

    А те речи, которые Скорсезе пускает как якобы слова Христа, настоящие мученики на самом деле часто слышали – но это был голос диавола.
    Иногда он говорил даже через палачей: «Да отрекись ты чисто внешне, никто ведь не требует от тебя на самом деле перестать верить, верь себе в душе в своего Христа сколько хочешь, вот просто сейчас отрекись, и все. И жизнь сохранишь, и веру. Покаешься потом». Настоящие мученики отвечали: нет. И победили мир.

    Последнее, о чем еще стоит сказать. Во время встречи Родригеса с бывшим отцом Феррейро, который, как оказалось, действительно отрекся и убеждает его сделать то же, есть один аргумент. Феррейро говорит: «А с чего ты решил, что эти японцы-христиане страдают за Христа? Что они вообще правильно поняли наши христианские концепции? Да они на самом деле что-то свое там напридумывали и назвали это именами из нашего лексикона». Я не знаю про японцев-католиков XVII века, что они себе думали. Но если говорить вообще про народы Азии, то искренне воспринимать, понимать и исповедовать Христа вплоть до смерти они могут. Чтобы убедиться, достаточно прочитать описание мученичества 222 православных китайцев, убитых во время восстания ихэтуаней в 1900 году. Это не так далеко от нас. Все описано со слов непосредственных очевидцев. Прочитайте. Это мученичество, которое ничем не отличается от уровня мучеников раннего христианства. И это так потому, что настоящие мученики слышат не молчание Христа, а получают от Него мужество, силу и подлинное знание.

  • L'y

    А я увидел в фильме важную вещь — не знаю, хотел ли показать это Скорсезе или нет, но это видно — душевная боль людей, которые предали Христа и всю жизнь потом мучились. Кто из предателей в этом фильме счастлив? Они прячут взгляд. Взгляните в их грустные глаза, унылые лица. Чувствуется, что они сожалеют до глубины души, но не могут пересилить себя.