Не хотелось сначала писать об этом фильме, потому что по замыслу нашего проекта мы рассказываем только о действительно достойных картинах, на которые не жалко времени. На «Территорию» я бы время тратить не стал. Но что-то задевает меня в нем, поэтому выскажусь.
Что мне не понравилось в первую очередь? Это отсутствие истории. Нет ее в «Территории»! История — это гармоничное сочетание драматургии, характеров, идеи, мотиваций, диалогов. А главное – в центре всего должна быть такая мощная интрига, что зритель в кинотеатре с первых минут попадает в заложники сюжета. В Голливуде, если в сценарии нет истории, то с вами даже не станут говорить, а в России на это дают огромные деньги.
В «Территории» какие-то люди проводят экранное время в поисках какого-то золота, в которое никто не верит, но один человек — руководитель — уверен, что золото на территории есть, поэтому поиски продолжаются… Все перебивается эпизодами из жизни каждого заявленного в картине героя. Многие персонажи в итоге оказываются брошенными, и мы так и не узнаем об их судьбе ничего. И все это тянется, тянется, тянется, разбавляется длинными монологами, зарисовками природы и, по сути, мало чем начало фильма связано с его концом. Может все разбить на короткие метры?!
Что не нравится еще? Это диалоги. Я понимаю, что они взяты из книги Олега Куваева, по которой и снят фильм. Но разве не известно было режиссеру, что речь героев в кино отличается от речи в романах? Или Мельник, бывший гидролог, так увлекся деталями и правдой жизни, что напрочь забыл о всех законах кино? Диалоги скучны, как речи Брежнева. И как речи генсека раздражают своей назидательностью. Раз десять за фильм прозвучало — главное в жизни — это труд. Работать, работать и работать… Вероятно, создатели «Территории» хотели, чтобы люди гордились своей работой, чтобы они нашли в ней оправдание своей жизни и не роптали на трудности и начальство. Учитывая, кто был спонсорами фильма, складывается мнение, что бояре сняли для своих рабов дорогую агитку. Аж противно, честное слово. Особенно противно стало слушать очередную реплику на эту тему, когда один из героев возвращается с молодой женой из загса, а ему сообщают о смерти его знакомого. И вот он среди гостей, держа жену за руку, философствует о смысле работы… Господа, так пошло и нагло не пропагандировали даже в СССР!
И это еще не все, что меня раздражает в «Территории»… Зато в формате 4К! И операторы гении! Картина снята, бесспорно, красиво и качественно. Только в одном съемочном вертолете группа провела 220 часов. То есть, добивались идеальных планов. Таких, чтобы всех поразить пейзажами и портретами. Но на одних «открытках» кино не строится.
…Не могу понять, почему «Территория» многим нравится? Может быть, из-за стихов и песен, которые стали украшениями картины? (здесь – браво режиссеру!) Или, может быть, только потому и нравится, что Мельник и Ко оправдали смысл жизни в работе? Но я вам открою страшную тайну. Смысл жизни в другом. В том, о чем в «Территории» не было сказано ни слова…
Максим Васюнов
А я не соглашусь с журналистом Максимом Васюновым. Основную мысль фильма можно выразить словами из одной известной песни: «Слышу голос, голос спрашивает строго – а сегодня что для завтра сделал я…». Мысль очень верная и на злобу дня, именно таких людей сейчас не хватает нашему обществу для процветания России. И именно такие герои сейчас нужны нашей стране, готовые, несмотря на все опасности, покорять новые вершины. В этом и состоит сила русского духа, который объединяет соборный дух всех народностей в составе русской цивилизации. Фильм очень образный, навивает настроения советского времени. Атмосфера и быт территории изображены очень точно и понятно. Порадовало и музыкальное оформление фильма, которое отразило всю суть и настрой покорителей тундры, передавая это настроение зрителю.
Фильм о смелых людях, способных на жертву, на которых держится страна, а сейчас их нет, потому и катимся вниз…
А я вообще не люблю коммунистические-советские безбожные фильмы.
А по мне так фильм без толку и смыслу, у героев мусор в головах… А природа красивая. Благодать Божия! Даже искал в интернете на Гугл-картах, где эти реки. Эльгай только не нашел. Это вам не Турция…
Советские фильмы про героев были несравнимо сильнее новоделов. Территория за душу не берет. А пейзажи да, смотрятся… Фильм больше похож на зарисовку, какие-то фрагменты из жизни людей… Концовку зрители могут додумать сами. Может режиссер так и задумывал?