Эмир Кустурица назвал «Тени забытых предков» «лучшей картиной в мире, снятой до сих пор». Но не только из-за откровения «великого серба» стоит смотреть этот фильм…
Когда разгорится вселенский спор о том, признавать ли кино искусством, и когда дело дойдет до кровопролития, киношники непременно предъявят свой последний козырь — фильм Параджанова. И соперникам не чем будет крыть. Ведь даже, если рассматривать ленту с художественной точки зрения, то здесь что не кадр, то настоящая картина, место которой в лучших музеях мира. Неудивительно, что Параджановым восхищались такие художники, как Феллини, Годар, Тарковский, Антониони и весь кинопантеон.
Откуда взялась эта красота в «Тенях»? Кроме гениальности режиссера ее рождает неподдельная атмосфера гуцулов, украинцев, издавна живущих в Карпатских горах. Этот народ сохранил не только обычаи предков, но и, что важно, – быт. Все это «раскрасило» ленту Параджанова, при этом никакой условности, все живо, и до бесконечности глубоко. Хотя изначально режиссер хотел снять всего лишь украинскую «Ромео и Джульетту». Очередную легенду о любви.
Два героя Иван и Маричка очень любят друг друга, но их семьи лютые враги. Однако не только вражда разлучает их, но и смерть Марички, и теперь, чтобы быть вместе с возлюбленной, Иван должен дожидаться смерти. Смерть, как встреча с любовью — мощная шекспировская метафора, которую волшебным языком кино подчеркнул Параджанов в 20-ом веке.
Фильм снят в начале шестидесятых, но вы удивитесь его насыщенным планам, современным эффектам, колориту… Главную роль играет великая и навечно красивая Лариса Кадочникова.
Чем вас еще зацепить?! Вообще «Тени забытых предков» — тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз о нем услышать…
Особенно рекомендуется этнологам, мистикам, поэтам, художникам, фотографам, влюбленным, и тем, кто считает себя режиссерами…
Максим Васюнов
Честно говоря, не разделяю восторгов автора — в фильме и Христианство, и язычество. Какая-то каша-малаша. Если только посмотреть на жизнь людей в эту эпоху, наверное, такой она и была.
Пожалуй редчайший случай, когда я не соглашусь с Максимом Васюновым, очень ценимым и уважаемым мною человеком. Можно сколько угодно восхищаться колоритом, раскадровкой, операторским искусством, но лично для меня всегда главное — это то, что остается в душе после просмотра фильма. Я как раз недавно его посмотрел, и ничего кроме мути и тошноты не осталось. Фильм беспросветный, бессмысленный и беспощадный.
Наверное, каждый видит этот фильм по-своему. Про себя могу сказать, что «Тени забытых предков» Сергея Параджанова повлияли на моё мировоззрение. Это тот фильм, посмотрев который, я поняла, что мне нравится, чего я хочу и как я жизнь чувствую. Этот фильм дал мне ощущение биения жизни. Я очень люблю фильмы, которые заставляют меня задуматься о смерти, о смысле жизни. Которые стучатся в глубину сердца, которые помогают пересмотреть все свои поступки. После просмотра этого фильма хочется пойти на исповедь.