Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 3. Севан и Севанаванк

На следующий день, в 10-м часу утра мы уже были на ногах. Сын наших хозяев, Ованес, или по простому Ово, стал нашим проводником, а точнее извозчиком по Армении. Я уже говорил, насколько хозяева были гостеприимными: насилу-то иногда нам удавалось хотя бы компенсировать затраты на бензин, они и слышать об этом не хотели: мы же гости, а гости – это святое!

Сперва мы проехались по Еревану, обменяли деньги на армянские драмы. Сделали некоторые покупки. В одном магазинчике увидели красивые футболки с армянской символикой, взяли себе по две штуки. Кстати, прошло уже почти целое десятилетие, а эти футболки у меня живы и сегодня, изредка надеваю – донашиваю и вспоминаю эту замечательную поездку.

Далее мы направились к известному на весь мир озеру Севан.

От Еревана оно расположено недалеко, около 60 км. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что Севан вытянут с северо-запада на юго-восток. Северная часть озера (примерно треть акватории) как бы отделяется небольшой перемычкой от южной (2/3 акватории). На севере Севана находится также одноименный полуостров, который в древности был отдельным островком. Вот на этот полуостров, вдающийся в озеро, и лежал наш путь.

Когда путешествуешь по Армении, то сталкиваешься, что называется, с «седой древностью». Армянский народ формировался с 13 по 6 вв. до н.э. Эти даты как раз совпадают с существованием государства Урарту, находившегося на этой территории. Поэтому понятие, скажем, «средневековье» — это уже не такая глубокая древность для Армении. Там можно встретить немало следов язычества и еще больше раннего христианства.

Мы приехали на полуостров Севан к монастырю Севанаванк. Его основание теряется в глубине веков. Известно, что уже к 9 веку он давно существовал. Армения, кстати, была первым государством, принявшим официально христианство, еще раньше Византии. В этом монастыре находится армянская духовная семинария и несколько храмов, один из древнейших – храм святого Карапета. Мы обошли территорию монастыря, заходили в храмы. Там, кстати, я купил Евангелие и Псалтирь на армянском языке. Хоть я и не читаю на нем, но эти священные книги хранятся у меня в память об этом посещении. Архитектура армянских храмов сильно отличается от привычных нам греческой, или русской. Здесь унаследована сирийская традиция храмов с остроконечными крышами. Я думаю, что многие представляют себе эти формы. Армянские храмы такого типа много где встречаются, даже, например, в Москве. Построены они чаще всего из обтесанного грубоватого темного камня, что еще больше придает им колорит древности.

Первые храмы в монастыре Севанаванк сооружены еще в начале 4 века на месте языческих капищ. Некоторое время здесь жил армянский царь Ашот Второй, Железный. В первой трети 10 века на монастырь напали арабы. Армянское войско под предводительством этого самого Ашота одержало победу. Сражение вошло в историю как Севанская битва. Монастырь действовал, как я понял, до 1930-х гг., затем были десятилетия запустения, а в новейшее время он вновь возрождается.

После этого посещения мы вышли с территории монастыря, и, кажется, даже отъехали на машине, добрались до пляжа на берегу Севана. Погодка была чудная, сияло солнце, было очень тепло, но не жарко. Заканчивая прошлую заметку, я написал, что в Ереване мы были на высоте целого километра над уровнем моря, и сказал, что нам предстоит подняться в два раза выше. Так вот, это я и имел в виду Севан. Именно на такой высоте находится это чудесное горное озеро. Потому и жары особенной здесь не ощущаешь, всегда тепло и солнечно. Купаться в горном озере, на высоте 2000 м. над морем – это, конечно, фантастика! Мы не преминули воспользоваться этим поводом, и долго наслаждались купанием. У берега озеро оказалось неглубоким, мы долго шли по дну, а воды было почти все время по колено. Костя шел несколько впереди, и в один момент ему показалось, что вот, наконец-то, стало впереди глубже. Он слегка разбежался, нырнул, и… вылез с поцарапанной грудью: оказалось, что здесь все еще мелко. Потом мы с Гришей иронизировали над его неудачным нырянием. Глубже стало еще чуть дальше.

Накупавшись вдоволь в Севане, мы отправились в обратный путь, в Ереван. Тут надо немного сказать про нашего Ово. Он родился и вырос уже не в советскую, а в новейшую эпоху. Соответственно, русского языка, в отличие от родителей, он практически не знает. В связи с этим возникало, конечно, много курьезных событий. Хорошо, что Гриша у нас знает свой «древний» армянский, и они с Ово вполне научились понимать друг друга. Так что с переводом вроде все было прилично. Вторая, уже не такая курьезная деталь: Ово, оказывается, очень лихой водитель. Настолько лихой, что почти в каждой поездке у нас выделялся весь суточный запас адреналина. В одном месте я записал так: «Думаю, что седых волос у меня прибавилось, а у Кости – обычных поубавилось!»

Вот только один пример его обычной стратегии. Если впереди тебя едет машина, заграждая тебе путь, то ты немного притормаживаешь, ждешь, когда машина перестроится, уступит тебе дорогу, и тогда едешь дальше. Ово же делал так: он, видя такую машину, разгонялся изо всех сил, шел, в буквальном смысле, на таран. Водитель, который ехал впереди, волей-неволей должен был спасаться, искать какую-то щель, куда-то уворачиваться, хоть на обочину. Таким образом, Ово вырывался вперед. Но иногда такая стратегия приводила к разного рода аварийным ситуациям, мы это тоже у него видели, к счастью, тогда он ехал не с нами. Так что, когда я в фильмах иногда вижу юмористические сюжеты о кавказских водителях-лихачах, то охотно им верю, поскольку сам пребывал некоторое время во власти такого водителя.

Вернулись в Ереван, пообедали, отдохнули. Выяснили, что у наших хозяев еще есть дочь, она замужем, и у ней есть сын Арам, которому 7 лет. Они тоже были в гостях у родителей и познакомились с нами. Арам очень послушный, воспитанный, стеснительный, но к нам потихоньку привыкает. Далее был обычный обильный ужин, небольшой отдых, а потом мы ездили вновь по вечернему Еревану. Это уже становится традицией – такие поездки. Думаю, что и в воспоминаниях моих этот город останется именно таким – вечерним, шумным, музыкальным, подсвеченным множеством огней с массой гуляющих по улицам местных жителей и туристов.

Мы прошлись по магазинам, смотрели местные продукты, товары и прочее. Любопытно, что нам показали магазин, где продают золото, привезенное из России, причем цены на него здесь намного ниже, чем в России – непостижимая для меня торговая логика. Гуляли мы долго, и вернулись домой в 12-м часу ночи, сразу же отошли ко сну. Так закончился наш второй день в Армении.

Продолжение следует…

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 1. Действующие лица и преамбула

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 2. Знакомство с Арменией и армянами

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 4. Гарни и Гегард

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 5. Поездка в горы. Монастырь Кечарис. Вечерний Ереван

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 6. Армавир. Сардарапат. Эчмиадзин

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 7. Хор Вирап. Арарат

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 8. Дни отдыха. Второй раз на Севане

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 9. Матенадаран. Прощание с Арменией

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 10. В Сочи и Абхазии

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 11. Последние дни в Сочи. Свадьба друзей. Дорога домой

Преображениепутешествия