Поездка по Европе летом 2015 года. Часть 5. Книги и кофе в Вене

Для очень многих людей, в том числе и для меня, большую радость доставляет хороший, крепкий, ароматный кофе и лучшие книги. А когда кофе и книга одновременно – это вообще высшее удовольствие. Стараюсь не отказывать себе в этом каждое утро. В том году, собираясь в Вену, я, конечно, изучил историю города, его культурные особенности. Изучил, в том числе, и информацию о венских исторических кофейнях – Шварценберг, Захер, кафе Центральное – это не просто красивые кофейни, а еще и исторические места: многие известнейшие в мире политики, культурные деятели, ученые, писатели посещали их. Я планировал посетить хотя бы некоторые из них. Про кафе Шварценберг я уже писал. Сегодня на очереди было Центральное. Но перед этим надо и книгам внимание уделить.

Перед поездкой я тщательно изучил информацию о книжных магазинах, и особенно букинистах Вены. Нашел в интернете очень интересные воспоминания младшего коллеги великого литератора, филолога и философа Сергея Сергеевича Аверинцева о его пристрастии к книгам и о любви к букинистам. Почему именно про Аверинцева — да потому, что он некоторое время жил в Вене, преподавал в Венском университете, и был у него один особо любимый букинист. Этот магазин старой книги, во-первых, находится совсем рядом с университетом, а во-вторых, совершенно уникален по своему ассортименту книг. Там можно встретить книги не только 20 и 19 веков, но также и 18-го, а возможно и более древние.

Вот этот букинист я и планировал посетить. После Шенбрунна мы на метро отправились снова в центр Вены, но несколько с другой стороны, с той, где расположен университет, а также неподалеку городская ратуша. Невзирая на то, что это центр австрийской столицы, квартал возле университета очень тихий, спокойный и мало посещается туристами, да и вообще, насколько я помню, людей там немного. Видимо, еще и потому, что было лето, и студентов и преподавателей там не было. Причем, через два года я снова посещал Вену и этот букинист, и все было точно так же.

Венский университет

Еще издалека, подходя к букинисту, я увидел на улице возле его дверей на небольших приступочках (кажется, это были просто перевернутые картонные коробки) некоторое количество книг. Продавцы как бы привлекали этим к себе покупателей. Когда я подошел ближе и взял в руки эти книги, то оказалось, что это книги самого начала 20-го века, написанные знаменитым Карлом Маем. Этот немецкий писатель любил писать об индейцах. Причем, если в американских романах, даже у великого Купера, индейцы чаще всего показаны негодяями, то Карл Май весьма им симпатизировал, и с пренебрежением часто изображал как раз американцев. В эпоху Холодной войны в нашей стране эти антиамериканские романы об индейцах с сочувствием к угнетенным были очень популярны, а еще популярнее были немецкие фильмы по этим произведениям, где главные роли всегда играл «самый знаменитый индеец» — сербский актер Гойко Митич.



Вот эти-то романы Карла Мая я и увидел при входе в букинист – красивые, в твердых зеленых обложках с тисненной картинкой. Зарубежные издатели, в отличие от наших, очень редко когда указывали год издания, и почти никогда не писали тираж книги, в этом их большой минус. Так было и с этими романами Карла Мая, но по их стилю и состоянию можно было понять – что это издание самого начала 20-го века. Кстати, состояние было весьма приличное. Но что меня поразило больше всего, — это цена. Эти дивной красоты и чудесного оформления старинные книги стоили от 1,5 до 3 евро. Это обстоятельство приятно удивило, что называется, с порога. Зайдя внутрь, я увидел, что и там книги продаются по самым доступным ценам. Я читал, что Аверинцев там находил самые уникальные книги, изданные чуть ли не с начала книгопечатания, и вполне по сносным ценам. Кстати, парочку романов Карла Мая я сразу для себя отобрал. Хотя я и не читаю по-немецки, кроме того, они еще и напечатаны сложным, но очень красивым готическим шрифтом, но для украшения своей книжной коллекции я их отобрал.

Внутри магазин был очень уютным, представляя из себя две просторных комнаты, полностью заставленные книжными стеллажами. Посередине стояли столы, на них тоже лежали книги. Кроме того, в разных местах магазина – на полу, на полках, столах стояли еще различные антикварные вещи – вазы, посуда, картины и много всего другого. Антиквариат меня особо не интересовал, а вот книги – очень. Не буду утомлять читателей перечислением всех приобретенных мною книг. Их в тот раз было 6, и все это обошлось мне в 30 евро. В основном книги были 19-го века, на немецком, английском и французском языках. Одна из них была на латыни – католический катехизис в вопросах и ответах, издана в 1737 г. Это и по сей день старейшая книга в моей библиотеке. Про нее я даже писал целую отдельную заметку под названием «Свидетельница истории». Кстати, стоила она для такого уникального издания совсем не дорого – 15 евро, то есть половину от всей потраченной суммы.



Ребятки мои книжниками не были, поэтому, кажется, ничего не покупали, только смотрели и брали в руки эти уникальные издания. Кто-то из них, кажется, вообще в букинист со мной не пошел, а гулял по околице. Интересно, что когда я читал воспоминания коллеги про Аверинцева, то он описал даже продавцов этого магазина. Это была одна семья, мать и сын. Аверинцев, кстати, жил в Вене с 1994 по 2004 гг., там и умер.

Сергей Сергеевич Аверинцев

Я там был спустя 11 лет после смерти Аверинцева, но, мне кажется, что владела магазином все та же семья. В женщине-продавце я узнал ту самую хозяйку магазина, которая была описана в тех воспоминаниях. В общем, магазином я был очень доволен, и сходил туда продуктивно.

Надо сказать, что после Шенбрунна и букиниста мы уже изрядно проголодались, надо было где-то пообедать. Как раз, кстати, напротив букиниста, через дорогу, мы увидели кафе, и пошли туда. Оказалось, что владелец этого кафе – серб, и девушка-официантка – тоже сербка. Мы были ласково приняты ими, говорили они с нами по-русски, так что обед был очень приятным. После сытного обеда мы прогулялись в центр города, где в планах было посещение кафе «Центральное». До этого я ребятам рассказывал удивительную и богатую его историю, так что всем нам хотелось там побывать. Открыто оно было в 1876 г., действует до сих пор, а его посетителями были Стефан Цвейг, Теодор Герцль, Гуго фон Гофмансталь, Ленин, Троцкий, Сталин, Фрейд, Гитлер, Тито и многие другие знаменитости.

Не так-то просто порой попасть в это кафе. Дело в том, что, несмотря на недешевые цены, оно пользуется такой популярностью у туристов, что часто перед входом образуется очередь, в которой иногда надо провести минут 20-30, чтобы попасть в это вожделенное место. Шустрый и приветливый метрдотель четко следит за местами, и по мере освобождения их приглашает посетителей внутрь. По вечерам в кафе даже звучит живая музыка. Нам повезло, и проникли мы внутрь довольно быстро – видимо еще и потому, что время было после обеда, но до ужина было еще далеко. Сели за уютный столик вчетвером, каждый что-то себе заказывал. Я выбрал кофе «Амадеус» — в честь Моцарта.

Кафе настолько красивое, уютное, а на улицу такие прекрасные виды, что не хотелось уходить. Однако надо было держать путь дальше.

В тот день мы еще «откатывали» свои Венские карты. Выбрали один из трамваев, который идет по кольцевому маршруту вокруг центра, и катались, наслаждаясь видами из окна, впитывая своим взором очаровательные венские пейзажи. Потом мы еще покатались в метро, и вернулись в наш любимый отель часов в 10 вечера.

Продолжение следует…

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Поездка по Европе летом 2015 года. Часть 1. Куда-то вновь летим. Лёха Сто Евро

Поездка по Европе летом 2015 года. Часть 2. Первые впечатления от Вены

Поездка по Европе летом 2015 года. Часть 3. В самом сердце Вены

Поездка по Европе летом 2015 года. Часть 4. Шенбрунн

Поездка по Европе летом 2015 года. Часть 6. Из Вены в Братиславу

историялитератураобразованиепутешествия