Когда посмотришь с десяток современных фильмов, и десять раз проклянешь себя за то, что опять зря потратил время, которое все драгоценнее, тогда на выручку приходит старое доброе советское кино. Оно не подводит.
В этот раз я, наконец, добрался до «Пяти вечеров» Никиты Сергеевича. И – впервые почувствовал, увидел, понял, что режиссеру удалось одухотворить, наполнить светом… кинопленку. Она ожила и укрыла собой, как покровом, героев фильма и все его декорации – от того-то «Вечера» такие уютные.
Хочется посмотреть «Пять вечеров» непосредственно с пленки, мне кажется побегут мурашки, потому что пленка, на которой запечатлено столько нежности, не может не ласкать…
Как Михалкову и Адабашьяну (сценарист и художник) удалось такое волшебство – неизвестно, мне кажется, они сами это спишут на чудо, да и не в этом соль… Перед нами великое кино, и «не надо грязи» в сторону его создателей.
Но советское кино не только режиссерское. Своей души в одухотворение пленки добавили исполнители главных ролей. Все они сегодня легенды, Людмила Гурченко (ее героиня – Тамара, одинокая женщина, к которой спустя десятилетия забегает в гости на пять вечеров старый квартиросъемщик), Станислав Любшин (тот самый квартиросъёмщик Ильин, зашедший поздороваться, так как был рядом, но не сумевший сказать прощай). К слову, Гоша Баталова из фильма «Москва слезам не верит» по своей индивидуальности, обаянию, манере общаться и жить очень напоминает героя Любшина в «Пяти вечерах». Если учесть, что картина Меньшова вышла через год после Михалковской, то вполне возможно… нет, не плагиат, просто подобный типаж мужчин тогда, видимо, был востребован… Сегодня он востребован снова, истосковались в России по благородным мажАкам, да откуда им взяться – молодые поколения «Москву» и «Вечера» не смотрят, а в три дэ ничего подобного не снимают (впрочем, в Три Тэ тоже).
…Любшин за роль Ильина в 1979 году был признан лучшим актером по версии журнала «Советский экран». Абсолютно с этим согласен. Ваше здоровье, Станислав Андреевич!
Максим Васюнов
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Никита Михалков о дилогии «Утомленные солнцем II»: «Это не картина о войне. Это притча, это сказка»
Удар в солнечное сплетение, или почему молодые русские мужчины не пошли на Михалкова
«Неоконченная пьеса для механического пианино». Где Чехов — там вечность
Благодарю за новые рецензии. Я из тех людей, которые просто не могут представить своей жизни без фильмов:) Каждый вечер отыскиваю лучших представителей мирового кинематографа и знакомлюсь с ними. А чтобы не тратить время попусту пользуюсь вашими заметками, как гида:) Советское кино — золотой фонд моей коллекции. Пять вечеров, кстати, надо будет пересмотреть — подзабыла уже.