Об участниках войны

Приближается очередная годовщина величайшего события русской истории – победы в Великой Отечественной войне, а в следующем году будет вообще грандиозная дата – 80 лет Победы. И чем громче даты, тем печальнее становится от того, что главных героев этого события у нас практически не осталось. Ведь даже самые молодые, формальные участники войны, которых призывали весной 1945 г., это 1927 год рождения. Они, по сути, в боевых действиях участия не принимали, но и им в этом году 97 лет! Сколько их осталось на всю страну – тысяча, или несколько сотен человек? Трудно сказать, но им уже около 100 и больше 100.

Помню одну старинную кинохронику от 1912 г., когда отмечалось 100-летие Бородинской битвы. Тогда были отысканы человек пять последних участников сражения, им было лет по 120, всех их лично награждал Император Николай Второй. Еще помню в детстве, когда ездили в автобусах, то годов до 1990-х в правилах пользования общественным транспортом было написано, что правом льготного проезда могут пользоваться инвалиды и участники Первой мировой и гражданской войн – это еще реалии людей моего поколения. Не так давно (лет 15 назад) еще писали о последних участниках Первой мировой в разных странах, их тогда насчитывалось человек 5-7. Сегодня, по-видимому, уже никого нет. Кстати, не так давно, года 2-3 назад мелькнула в новостях информация о том, что умерла последняя жительница земли, родившаяся еще в 19 веке. На сегодня, очевидно, на планете не осталось ни одного человека, родившегося в 19 столетии.

Вот на такие «реликтовые» мысли наводит сегодня приближение очередного Дня Победы. Отношение к участникам войны (кстати, я еще с детства усвоил, что особенно ценится «участник», а не «ветеран», потому что среди ветеранов могли быть и те, кто не участвовал в боях), по-видимому, менялось с течением времени. Видимо, до 1970-х гг., особенно до 25-30 лет Победы их не выделяли в особенную когорту людей. Конечно, их чтили, отмечали, давали награды, но не более того. Их было еще много, они были относительно не старые, относительно здоровые. Видимо, особое отношение к этим героям началось именно с 1975 г., когда уже прошло 30 лет со дня Победы. Тогда им на юбилеи стали давать ценные подарки. У нас, например, хранятся очень качественные часы, подаренные бабушке в 1975 г. Теперь уже мама их носит, хотя им почти 50 лет. Награды к юбилеям стали более солидные (медали, а не значки) и более частые.

Как мне кажется, апофеозом участников войны была дата 40 лет со дня Победы. Тогда их все еще было много, они уже почти все были пенсионерами, было больше свободного времени, они могли ездить на встречи, по крайней мере, те, у кого были силы. Это еще был Советский Союз, за который они проливали кровь. По праздникам им были положены продуктовые наборы (правда, иногда это было унизительно, как это показано в случае с героиней Ангелины Степановой в фильме «Запомните меня такой» — как раз именно об этом времени). В начале 1980-х появилось удостоверение участника войны, которое давало права 50% скидки раз в году на дальние поездки. Наша бабушка таким правом воспользовалась в 1986 г., когда мы ездили в гости к ее сестре в Ставропольский край. А так эти документы и лежали не тронутыми, ибо старики в 60-70 лет редко покидали родные деревни.

Именно с 1985 г. к ним появилось то отношение, которое мы все хорошо помним в последние десятилетия. Начиная с 1990-х гг., им регулярно присылал поздравления с Днем Победы глава государства, до этого были только поздравления от местной администрации, и то регулярные – именно с 1985 г. Кстати, я точно не знаю, но мне кажется, что и сам этот день, 9 мая, стали отмечать как праздник именно с 1970-х гг. По крайней мере, у нас сохранилась переписка с бабушкиными фронтовыми подругами с 1940-х до начала 2000-х гг., и открытки с этим праздником от них стали приходить только с 1975 г., а до этого они как бы и не вспоминали в переписке именно 9 мая. Потом морально многих подкосил развал Советского Союза (например, именно в то время покончила с собой поэт-фронтовик Юлия Друнина), да и здоровье лучше не становилось год от года.

Уже с 1990-х гг. акцент отношения к ним вновь несколько изменился. Стала чаще звучать фраза, что поколение это уже уходит, их становится все меньше, и эти разговоры шли примерно до 2010-х гг. А уже в последнее десятилетие вновь другой акцент – их почти не осталось, они буквально «тают» каждый год. Теперь если еще есть где-то столетняя бабушка, а еще реже дедушка – участники войны, то их обязательно покажут в новостях, и будут восхищаться как «последним из могикан».

Я уверенно помню участников войны, начиная с начала 1980-х, когда было еще 35 лет Победы. Помню их встречи в деревенском клубе, помню еще дедов, родившихся в первые годы 20-го века, помню, как они плясали вприсядку «русского» на сцене деревенского клуба, правда, уже придерживаясь за стул. Помню, как звенели при этом их медали, и думаю, что дух этой, хотя и немощной уже, пляски был тем же самым, что и дух пляски в мае 1945 на крыльце Рейхстага, когда Русланова пела «Валенки», а маршал Жуков плясал «Барыню» с Анастасией Платоновной Зуевой.

В те поры еще была сильна память о подлинной истории событий, еще не было вокруг нас постмодерна, еще не пришли к власти почти во всех странах сатанисты и неонацисты, которые извратят и оболгут историю Второй Мировой. Тогда еще большинство глав государств сами были участниками, либо свидетелями войны. При самом разном отношении к нашей стране, они и помыслить не могли, как можно «навешать лапши на уши» всему миру. Духовные власовцы и бандеровцы знали свое место – на обочине мировой истории. Вся эта нечисть разлеталась как дым – от звона медалей наших дедов.

Теперь другие времена. Участников войны почти не осталось. Они тогда сделали все, что могли для защиты Родины. Теперь очередь за нашим поколением и за последующими. Защищать Родину можно по-разному, в том числе и сохраняя правду, донося ее до последующих поколений, публикуя материалы, просвещая народ. Вот такие мысли возникают при разборке и систематизации домашнего архива. В нем остались сотни документов, прямо или косвенно связанные с Великой Отечественной войной. Теперь они помогут нам еще лучше понимать историю и доносить людям правду о ней.

Фото из моего Бессмертного полка…


Фронтовые письма — поразительные документы эпохи. С каждым годом становятся всё ценнее. В этом письме, от 23 мая 1945 г. Описана гибель бабушкиной фронтовой подруги, Верочки, которая подростком лет 16-ти убежала на фронт, прошла всю войну на передовой в должности санинструктора, и погибла в Германии за каких-то пару недель до Победы.


Стихотворение К. Симонова «Жди меня» переписано на фронте 4 апреля 1943 г. Писал «Халтурин Вовка». Остался ли жив этот Вовка, как сложилась судьба — неизвестно.


Жди меня, и я вернусь…

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1941 г.

Мои родственники, погибшие в Великую Отечественную войну

Материал подготовил Вадим Грачев

генеалогияисторияобразованиеразное