О чтении стихов

Очень мало слушаю стихов в исполнении актеров. Когда читаешь стихи сам, в книге, молча, то воспринимаешь их максимально, ощущаешь то, что хотел донести автор (если понимаешь, конечно).

Но когда слышишь как кто-то «озвучивает» стихи, то чаще всего испытываешь отвращение. Особенно если кто-то читает «с выражением». Получается ощущение убогости, скудности, однобокости. Великий, мудрый текст становится кривым, косым, хромым. Многие исполнители используют различные «костыли и подпорки» — музыку, разные эффекты, типа «эхо», разные шумы и так далее. Это немного прикрывает их ущербность, но не намного улучшает ситуацию.

Мне думается, что для того, чтобы максимально раскрыть глубину стиха, исполнитель сам должен иметь душу равновеликую автору этого стиха, дорасти до него. Только тогда получится. Вот почему многие поэты сами очень хорошо читают свои стихи — монотонно, заунывно, «без выражения», но очень эффектно.

И лишь немногие, очень немногие актёры могут замечательно прочесть стихи. Не нажимая особо на «актёрство», а ментально погружаясь в душу стихотворения. Привожу здесь в качестве примера некоторых, особенно любимых мною исполнителей. Недосягаемой вершиной, как я уже неоднократно писал, считаю в этом плане Ангелину Степанову.

Ангелина Степанова — Элегия — А. С. Пушкин
Рубен Симонов — Пушкин — Здравствуй, племя младое
Иннокентий Смоктуновский — Духовной жаждою томим. А. С. Пушкин
Василий Лановой — Жираф (стихи Н. Гумилева)
Василий Лановой — Погасло дневное светило
Анна Ахматова — Летний сад (читает автор)
Анна Ахматова — Родная земля
Николай Гумилев — Осень (читает автор)
Иван Бунин — Одиночество

День рождения Пушкина

О чтении «Мцыри»

Ангелина Степанова – навсегда

Подготовил Вадим Грачев

культуралитература
Комментарии ( 2 )
Добавить комментарий
  • Андрей

    Великолепно. Спасибо.

  • Арамис

    Да, прекрасное исполнение! Жаль только, что на некоторых записях звук подводит.