Сколько помню свой интерес к театру — не один десяток лет — всегда меня привлекало это имя: Николай Капитонович Яковлев. Он был одним из корифеев Малого театра. Если Малый театр можно назвать сокровищницей русской культуры, русского духа, то Яковлев — это один из крупнейших бриллиантов этой сокровищницы.
В свое время он был достаточно известным, Народный Артист СССР. Но, к сожалению, в кино не снимался, а годы его жизни (1869-1950) — очень давние, поэтому сегодня он почти напрочь забыт. Наверное очень немного найдётся людей, кто помнит его на сцене Малого театра. Помню, как ещё в 1990-е годы я, открывая для себя огромный континент под названием «Малый театр» с жадностью выискивал строки воспоминаний о Яковлеве в театральных мемуарах. Особенно интересно, тепло и с большой любовью о нём писали А.А. Яблочкина и Е.Д. Турчанинова. Он был их партнёром на протяжении более чем полувека. Вместе с Турчаниновой начиналась блистательная творческая деятельность этого артиста — в спектакле «Ночное» по пьесе Стаховича ещё в 1890-е гг. Там он играл героя Ваньку, а Турчанинова — Дуньку. Этот спектакль был знаменит задорными русскими песнями, плясками, особым торжеством русского духа. Хотя кроме воспоминаний и фотографий от этого легендарного спектакля ничего не осталось, но даже в нашем воображении он производит сильное впечатление.
О Яковлеве, к сожалению, очень мало написано. Я уже упоминал мемуары о нём. Есть также небольшая книжечка о нём крупнейшего исследователя искусства Малого театра С.Н. Дурылина, да ещё его автобиографическая небольшая статья в сборнике 1949 года «Старейшие мастера Малого театра». Все, кто пишет о Яковлеве, говорят о том, что он являлся воплощением русского национального характера, ярким народным талантом. Откуда этот дух в Николае Капитоновиче? Ответ на этот вопрос можем найти в его биографии. Родился он в самом сердце России — в Рязани, семье повара и дочери живописца. С детских лет увлекался цирком, театром, любил смотреть московских гастролёров, в том числе и из Малого театра. В те же годы юный Яковлев уже выступал в любительских дворовых спектаклях. Был очень наблюдательным, вращался в самых широких кругах русского народа, впитывал в свою творческую натуру характеры, образы, типажи, голоса, походки.
Закономерно судьба привела его в театральную школу при Малом театре. Ещё на вступительных экзаменах он настолько поразил экзаменаторов своим талантом, темпераментом, органикой, что его сразу же зачислили в училище, назначили стипендию. От стипендии он отказался в пользу бедного товарища, поскольку получал небольшую помощь от отца.
После Ваньки в «Ночном» было сыграно огромное количество ролей: Гриша Разлюляев, Белугин, Бальзаминов, Мурзавецкий, Хлестаков, Городничий, Кочкарёв, Ноздрёв, Фигаро. В последние годы вершинами его творчества были Любим Торцов и Сила Ерофеич Грознов. К счастью, с десяток ролей, в том числе и полных спектаклей с участием Яковлева осталось в записях на радио. Сегодня мы их с наслаждением можем слушать на «Старом радио»: staroeradio.ru
Благодаря этим сохранившимся в записи шедеврам, мы можем познакомиться с творчеством этого выдающегося русского артиста. Особенно сильное впечатление производят записи из зрительного зала, как, например, «Правда — хорошо, а счастье лучше», где он, блистательный Сила Ерофеич, в компании с великими старухами Турчаниновой и Рыжовой, производит грандиозное впечатление на зрителей, часто сопровождающих сцены этого спектакля хохотом и аплодисментами. Будем же с огромным удовольствием слушать записи этого корифея русского театра!
Яковлев, Турчанинова, Рыжова — «Правда — хорошо, а счастье лучше». Островский А. Н.
Вадим Грачев