«Коммивояжёр» — настоящий мастер-класс

Не было никаких сомнений в том, кто нынче возьмет «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Тот случай, когда победитель заранее отглаживал смокинг, писал речь, а во время церемонии даже не глядел в сторону банкетного зала, чтобы не напиться от счастья за те многие и многие часы, пока длится церемония (один его русский коллега как-то переборщил со спиртным и потом плохо помнил момент вручения заветной статуэтки!).

Но надо признать, что специально снятый для «Оскара» фильм – получился на самом деле достойным. И требует большего к себе внимания со стороны российских критиков. Как в общем-то и многие иранские фильмы, потрясшие мир своим качеством и глубиной.

Итак, почему было сразу понятно, что «Коммивояжёр» снят под Оскар. Во-первых, тема. Маленькие люди в окружении насилия, равнодушия и сплетен. В Америке же считают, что все кроме них в таком мире и живут, а значит, как не посочувствовать!

По сюжету пьяный мужик (в трезвой жизни – любимый муж и примерный отец) насилует женщину, перепутав ее со знакомой проституткой. У женщины есть муж, которому теперь предстоит защитить честь жены, но при этом никакой полиции, огласки и ответного насилия. И вот че делать мужу в этой ситуации? Вот и он не знает, найти-то нашел, даже запер преступника в квартире, но что дальше? Да и преступник-то оказался дедком, который на ладан дышит. Как бы поступили вы? Избили? Обязательно. Как-нибудь унизили? Прекрасно. Подстроили несчастный случай? Великолепно. Заставили извиниться? Но что эти слова изменят?! В общем, есть над чем подумать. Да тут еще политические аллюзии всплывают – страстный похотливый мужик (мистер Запад) насилует духовную восточную девушку и вносит смятение в крепкую любящую семью (читай — в традиционное общество). Ну, как после всего этого оставить Фархади без «Оскара»?

Есть еще одна причина, почему кино не могло не победить? Здесь прослеживается любимая американскими кинокритиками тема – искусство, которое спасает. Вот и герои «Коммивояжёра» участвуют в постановке любительского театра. Пьеса американского (случайное совпадение, ага!) автора помогает героям фильма разобраться в своей личной драме и начать жить заново. То есть, театр здесь, искусство, вместо психоаналитика.

Фархади молодец. Настоящий мастер-класс по режиссуре и прогибону!

Максим Васюнов

 

кино