«Дирижер», фильм Павла Лунгина

Все-таки творцы как никто другой подобны Богу. Не зря Его называют то Первым Поэтом, то Главным Архитектором… Композитор тоже от Него. Он создает то, что потом наполняет людей разных языков. Но если композиторы – творцы, то дирижеры — их апостолы. И это тоже профессия опасная — как бы тут не возгордиться и не начать прощать себе страсти, мол, мне все можно, ведь и на моей дирижерской палочке ангелы сидят.

Это мои впечатления от симфонического концерта, на котором я побывал в тот же день, когда посмотрел фильм Лунгина. Но в понимании роли дирижера мы с режиссером совпали — оратория, лежащая в основе фильма, называется «Страсти по Матфею», а Матфей, как известно, один из апостолов.

Но в целом фильм не про метафизику. А, естественно, про страсти. Дирижер — жесток и эгоистичен, даже смерть сына ни сразу меняет его, главный тенор оркестра — испытывает проблемы с голосом, но не хочет отдавать свою партию другому, еще один исполнитель — погряз в блуде. В общем — оркестр страстей.

И если с тенором все понятно. Да и дирижер затем осознает, что был не прав. То вот тема блуда раскрыта как-то не до конца. Режиссер подчеркивает — что эта страсть убивает даже того, кого ты возжелал. Мысль прекрасна и показана красиво. Оркестр летит в Иерусалим, женатому артисту-блуднику понравилась девушка-пассажирка, мать двоих детей, он попросил телефон, та дала (в этот момент она тоже согрешила, допустив мысль об измене, иначе бы телефон не давала). Потом он навязчиво звонит ей в тот момент, когда она гуляет с детьми. Блудник еще не знает, что с пассажиркой уже встретилась его жена и попросила не ломать их семейное счастье. Все заканчивается тем, что блудник дозванивается до той, которую возжелал, и пока она ему объясняется — ее дети теряются в многолюдном городе.

В это время в Иерусалим выходит террорист-смертник. Два крыла зла – прелюбодеяние и убийство – взмахивают черной птицей. Вот только почему-то блудник о теракте не узнаёт и никакого покаяния с ним не случается. Он никак не меняет своего мировоззрения — что странно для любого хорошего сценария. А «Дирижер» — хорошее кино.

…Если хотите послушать прекрасную музыку, подумать о страстях, увидеть красивую картинку Иерусалима, то размеренный, камерный и проникновенный фильм Лунгина — для вас. Только не занимайте место в оркестре страстей — апостол смерти может настигнуть вас в любое время в любом месте.

Максим Васюнов

 

кино