Лунгин никогда не снимал плоских фильмов, мастер сильный, чего говорить. «Дама Пик» — это тоже не просто про «вся наша жизнь — игра», это про то, что жизни у нас уже нет вовсе. Деньги есть, страсть есть, молодость у некоторых имеется, а вот жизнь утеряна где-то между гамбургерной и супермаркетом.
И жизнь эта уже давно принадлежит дьяволу. У Лунгина дьявол в юбке, оперная звезда, которая взрывает спокойствие театра и покупает у актеров их души. Актерам вообще по профессии положено бодро шагать в пропасть, а если делать это за славу, за деньги и пошлую любовь, то шагать можно весело и гордо. Мы все так шагаем. От гамбургерной до супермаркета. И обратно.
Если сюжет пересказывать не трактовками, то он гораздо проще. Главный герой обладает уникальным голосом, но худруг его не допускает до сцены. Когда в их театре начинает в качестве режиссера работать оперная дива, в которую герой влюблен с детства, то он решает во чтобы то не стало сыграть в ее постановке главную роль. Ставят «Пиковую даму». И актер, конечно же, идет на все, чтобы исполнить партию Германа. Он сам готов стать Германом. Проиграться в карты, переспать со стареющей дивой, сойти с ума. Он то, бедняга, думает, что он приносят себя в жертву искусству, на самом деле дьяволица-режиссерша просто подставляет его, провоцирует сломать свою жизнь. Сошедший с ума актер – идеальный исполнитель роли Германа! То есть, она тоже – ради искусства!
Но «искусство» тут не причем, а главные тараканы в их амбициях, в их желании славы, в их безудержной жажде веселиться, играть, рисковать… Они это понимают, но слишком поздно, занавес уже опускается. Спектакль, конечно, будет иметь успех, но в эту же ночь сменят афишу с их именами на других героев игры с мамоной.
Что же делать? Как же вернуться германом и графиням к нормальной жизни? Лунгин ответа не дает, он лишь подчеркивает, что не надо называть сумасшедшими его героев, на себя, мол, посмотрите.
Посмотрите, посмотрите, может еще куда зайдете по пути между гамбургерной и супермаркетом.
P.S. Отдельное спасибо солистам за приводящие в трепет оперные партии!
Максим Васюнов