В канун Покрова Божьей Матери, 13 октября 2020 года, исполняется 50 лет замечательному русскому человеку, Григорию Николаевичу Базлову. Вся его жизнь связана с Русской Традицией. Фамилия Базлов происходит с Русского Севера. Корни Григория Николаевича уходят вглубь веков в Тверскую Землю. Окрестности реки Мсты – Помостье – это коренная русская земля, где славяне жили еще в дохристианскую эпоху. Родился он в семье военного, отец был летчиком, майором авиации, мама – педагог, специалист по романо-германской филологии, замечательный учитель. Раннее детство Григория Николаевича прошло в Калининградской области и на Кольском полуострове – на окраинах Русского мира, может быть и поэтому в нем рано проснулся интерес к национальной культуре. Надо отметить, что все эти годы, как только появлялось свободное время, например, на каникулах, он всегда стремился в родные края, так что связь с Тверской землей не прерывалась.
В 1984 г. он возвращается на землю предков и с этого времени постоянно живет в Твери. В 1993 г. закончил исторический факультет Тверского Государственного университета, по окончании которого он остается там преподавателем по специальности этнология. К этому времени у Григория Николаевича уже появился и четко сформировался интерес к предмету, который станет делом всей его жизни: Русская Традиция, боевые искусства, кулачный бой, этнология русского, а затем и других народов мира. Первые знания о кулачных и палочных боях он почерпнул еще от своего отца, заставшего эти явления в тверских деревнях в своей юности. Тогда возникла мысль – а возможно и сейчас живы носители этой традиции? Уже на первом курсе университета ему посчастливилось познакомиться и отправиться в экспедицию с выдающимся фольклористом 20-го века Анатолием Михайловичем Мехнецовым. Здесь он многому научился, и прежде всего, — методике полевых исследований. Оказывается, если какие-то явления и существуют в крестьянской народной культуре, то не всегда их можно увидеть «невооруженным глазом», нужно «подобрать ключ» к ним, уметь правильно организовать исследование. Научившийся многому от Анатолия Михайловича Мехнецова, вооруженный знаниями, Григорий Николаевич провел множество экспедиций по Русскому Северу и другим регионам, и выяснил: все-таки в конце 20-го века система русского кулачного боя существует, хотя порой при вымирании деревень – едва теплится. Все же многолетними исследованиями ему удалось буквально по крупицам собрать и воссоздать эту систему, которая в разных регионах имела разные названия, но наиболее распространенное – «Буза». Позже интерес к боевым искусствам привел его также к экспедициям в разные страны мира. Такие экспедиции позволили Григорию Николаевичу стать участником телепроекта «Обратная сторона Земли». Эти многочисленные поездки, богатый собранный материал позволили более глубоко осмыслить и практическую и теоретическую стороны боевых искусств, да и в целом традиции русского и других народов мира.
Мало собрать и восстановить систему русского кулачного боя, надо ее сохранить и передать последующим поколениям. По-видимому, на этой почве и возникает такое явление как «Гуляй-город». Трудно дать ему определение в двух словах: с одной стороны, из истории мы знаем, что так называлось передвижное военное полевое укрепление. Гуляй-город – это сугубо мужской съезд, женщины туда не допускаются. Сегодня его можно назвать фестивалем русской мужской боевой культуры, куда съезжаются сотни мужчин из всей России и даже из-за рубежа. Иногда он может показаться своеобразным уникальным явлением со своими правилами, внутренними законами, поощрениями и наказаниями. Кому-то, возможно, даже напомнит Запорожскую Сечь. В любом случае, мужчина, поживший эти несколько дней на Гуляй-городе, окунется в историю, будет участвовать в различных состязаниях, мероприятиях, дежурствах, послушаниях, лекциях, беседах у костра. Так и передается Традиция у любого народа – из уст в уста. Думается, что Гуляй-город сыграл важную роль в формировании, популяризации и современном этапе развития Русской Традиции. В этом году он проходил уже в 31-й раз, и все эти годы Григорий Николаевич Базлов является бессменным Атаманом Всероссийской Бузы и своеобразным духовным лидером Гуляй-города.
Помимо Гуляй-города, все эти годы состязательная традиция проходила также и в спортивной форме. Она реализуется в виде ежегодного турнира «Мстинская традиция». Здесь мужчины, приехавшие из самых разных регионов, участвуют в смешанных рукопашно-оружейных боях (кулачный, палочный, ножевой, с кистенем). Также практикуется уникальная разновидность борьбы «трое на трое». Год назад Григорий Николаевич стал инициатором возрождения «боя на круг» — одной из старинных разновидностей русского боя.
Само понятие Традиции всегда предполагает ее передачу. Григорий Николаевич воспринял знания о русском традиционном образе жизни и о системе кулачного и других видов боя от своего отца, от многих живых носителей этой традиции, встреченных им в ходе экспедиций. Мы уже упоминали одного из главных его учителей – А.М. Мехнецова, с которым он общался до конца его дней. Большую роль в формировании его личности сыграло также знакомство и длительное общение с князем Борисом Васильевичем Тимофеевым-Голицыным, в семье которого традиционное боевое искусство передавалось из рода в род. Также он учился у Леонида Петровича Безклубого, носителя запорожской боевой традиции пластунов «Спас». Накопленные знания Г.Н. Базловым были систематизированы и обобщены в виде кандидатской диссертации под названием «Деревенская артель кулачных бойцов – рукопашников», которая была успешно защищена в Московском Государственном университете. Кстати, возглавлял диссертационный совет патриарх отечественной истории Борис Александрович Рыбаков, но к моменту защиты его уже не стало и председателем совета был не менее известный отечественный историк Валентин Лаврентьевич Янин – и здесь можно увидеть своеобразную встречу поколений. Позже по материалам диссертации им была издана монография.
Все накопленные знания Григорий Николаевич щедро передает своим ученикам на различных семинарах, занятиях, на Гуляй-городе, в видеолекциях в интернете, на научных конференциях и многих других мероприятиях. В последние месяцы, учитывая тяжелую обстановку с карантином и различными ограничениями, он регулярно проводит в интернете онлайн-школу «Буза». За многие годы у Г.Н. Базлова появилось много учеников и последователей, воспринявших от него и передающих дальше Русскую Традицию. Некоторые из них даже старше его по возрасту, как например, замечательный вологодский гармонист Виктор Германович Соловьев. К ним также можно отнести Павла Сокирко (Самара), Андрея Александрова (Тюмень), Дениса Антипова (Череповец), Сергея Горчакова (Тверь), и многих других. Все они с гордостью называют себя учениками Григория Николаевича Базлова. Помимо монографии о кулачных бойцах им также выполнено отдельное исследование о русских гуслях. К сожалению, эти издания очень малотиражные и на сегодня стали библиографической редкостью.
Большое значение в формировании традиционного русского человека Г.Н. Базлов уделяет православной вере. Во многих своих выступлениях, интервью, публикациях он подчеркивает, что именно православие является основой для русского человека. Человек имеет трехсоставную природу (дух, душа и тело). Церковная, религиозная жизнь главенствует в личности человека, являясь духовной основой. Этим русский человек живет уже более тысячи лет. Две же другие сферы заполняет традиционная культура. И если заменить ее неполноценными «суррогатами», то это будет уже не русский человек в традиционном понимании. Сам крестившийся сознательно в 18 лет, он прошел долгий путь воцерковления, одно время даже окормлялся у старца Кирилла (Павлова). Сегодня Григорий Николаевич часто выступает с докладами о связи православия с Русской Традицией, доказывая, что православие и есть исконная русская вера, а все построения неоязычников – не более чем «фэнтези». Он глубоко убежден, что любой человек, занимающийся русской традиционной культурой, обязательно и органично приходит к вере, по-другому практически не бывает.
Григорий Николаевич – чрезвычайно разносторонний человек. Глубоко и академически образованный, погруженный в профессию историк и этнолог, объездивший с экспедициями многие страны мира, он в то же время, сам являясь потомком русских крестьян, легко и просто находит общий язык с простым народом, обладая при этом крестьянской смекалкой, эрудицией, потрясающим чувством юмора. Он знает очень много увлекательных рассказов из жизни русской деревни, а также почерпнутых им в зарубежных экспедициях. Слушая эти его устные рассказы, как бы смотря на ситуацию его глазами, ты видишь целые картины, высвеченные его острым умом и приправленные потрясающим юмором – все это вместе доставляет огромное удовольствие. Нам посчастливилось в компании с ним посещать Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, осматривать залы, посвященные кочевникам южнорусских степей и Византии, при этом можем сказать, что лучшего гида по залам Эрмитажа невозможно было себе представить – настолько интересны и глубоки были его рассказы и комментарии к экспонатам выставки. Также он пишет художественные рассказы, статьи, имеет талант художника, обладает великолепным каллиграфическим почерком, владеет народными инструментами, пляшет, поет, дерется, одним словом является цельной личностью, живым носителем Традиции.
Все те, кто знают Григория Николаевича Базлова, его коллеги, ученики и последователи, те, кто имеет честь дружить с ним, его слушатели, зрители, читатели, ощущают на себе воздействие этой замечательной личности, настоящего русского человека! В эти юбилейные дни мы все хотим выразить ему глубокое уважение, любовь, радость и благодарность за все, что он делает! Хочется пожелать ему дальнейшего совершенствования, реализации всех его талантов на благо людей, Русского мира, достойных и благодарных учеников, доброго здоровья и Божьей помощи во всех делах!
Материал подготовили Вадим Грачев и Денис Антипов.
Григорий Базлов: испытать радость служения своему народу (Часть первая)
Поздравляю от души! И спасибо за ваш журнал, он мне очень нравится!
Многая и благая лета! И с наступающим светлым праздником Покрова Божьей Матери!