Рады поделиться новым интервью, которое нашим корреспондентам дал интересный человек — Григорий Николаевич Базлов. Интервью получилось глубоким по содержанию и большим по объёму. Публикуем его полностью, разделив для удобства читателей на две части.
Григорий Николаевич Базлов – историк, этнолог, кандидат исторических наук, известный современный деятель русской культуры и фольклора, преподаватель Тверского государственного университета, Президент Центра традиционного русского боевого искусства, член правления Российского фольклорного союза. Начиная с 1980-х гг., участвовал в экспедициях по Русскому Северу и ряду других регионов, в ходе которых собрал множество материалов по системе русского рукопашного боя «Буза». На протяжении 31 года возглавляет Всероссийский съезд бойцов-рукопашников «Гуляй-город».
— Здравствуйте, Григорий Николаевич! Совсем недавно прошел Ваш юбилей, 50-летие. Примите наши сердечные поздравления и позвольте задать Вам несколько вопросов. Вас многие знают в нашей стране как продолжателя русской традиции и основоположника современной мужской боевой культуры, краткое название которой «Буза». А кто-то, возможно, узнает впервые. Не могли бы Вы кратко рассказать о себе, о своих корнях?
— Мои корни с древней Новгородской Земли. Теперь это Тверская область, по берегам реки Мсты. Называется это Помостье. Как есть Поволжье, а это – Помостье. Насколько я знаю, на семь колен, а дальше, вероятно, тоже, и по фамилии если смотреть, то это новгородцы. А дальше уходит ветка прямо под Новгород, на речку Видогощь.
— Скажите, пожалуйста, помните ли Вы свои детские впечатления, связанные с деревней, традиционной культурой? Оказали ли влияние на Вас дедушки и бабушки, кто-то из родственников?
— Конечно, хорошо помню свои детские впечатления, потому что дошкольником летом, а потом все летние каникулы, три месяца, я проводил в деревне. На меня, в общем, вся деревенская жизнь и все деревенские события оказывали впечатления. Отец мой офицер, и служил в это время на Севере. Мы там очень долго жили, а летом, конечно, жили в Тверской области, на берегах Мсты. Поэтому все это: и ландшафт, и люди, и рассказы, и все, что я видел, и родня – все это производило впечатления и оказывало влияние.
— В жизни молодого человека, при его возрастании часто возникают искушения, трудности. Были ли такие проблемы на Вашем пути, и что помогало с ними справляться?
— Конечно, искушения были, и у молодого человека были. Только я в вопросе не очень понимаю, о чем идет речь. Этих искушений всегда столько, что трудно что-то выделить, а перечислять нет никакого смысла. А что помогло справиться – я тоже не в состоянии ответить. Господь Бог, наверное.
— В продолжение этой темы хочется спросить: что Вас привело к Русской Традиции, кто были Ваши учителя в этом направлении? Расскажите, пожалуйста, о них.
— Что привело меня к Русской Традиции – я не знаю, как ответить, потому что я в ней рос, это было для меня естественно. А вот уже при изучении Русской Традиции в довольно взрослом возрасте у меня были хорошие учителя. Очень многое дал Анатолий Михайлович Мехнецов. Это этнолог, этномузыколог, один из лучших фольклористов, я так скажу, даже 20-го века. Я научился у него методике полевого исследования. Начал ездить в экспедиции вместе с ним еще студентом. Потом постепенно, на протяжении многих лет мы сблизились, подружились, и для меня это, наверное, самый важный мой учитель в научном смысле, в исследовании традиционной русской культуры, не только в полевых методах исследования, но вообще, в подходе к изучению. Мне очень повезло с учителями русского рукопашного боя. Например, еще в 1980-х годах я познакомился с Леонидом Петровичем Безклубым – одесситом, у которого была традиция от деда. Ее называют «Спас», это традиция казаков-пластунов. Помимо борьбы он вообще очень глубоко знал русскую воинскую традицию. В данном случае украинскую и русскую я обобщаю, потому что для меня суперэтнос один. Есть украинцы, есть русские, а вообще мы русичи все. Другой, очень большую роль сыгравший в моей жизни человек, — это князь Борис Васильевич Голицын, ветеран Великой Отечественной войны, носитель родовой традиции рукопашного боя. Вообще он – это такая ниточка, которая связала наше древнее русское прошлое с нами, с современниками – тогда еще ребятами, молодыми людьми, которые интересовались русским рукопашным боем. Борис Васильевич – один из тех людей, которые эту ниточку протянули, что, в общем-то, можно сказать и о Леониде Петровиче Безклубом, и об Анатолии Михайловиче Мехнецове. Наверное, остановлюсь на этих трех людях, потому что они, видимо, самую важную сыграли роль в изучении Традиции.
— Русская Традиция – эти слова часто возникают в нашем разговоре. Есть и у других народов свои традиции. Скажите, что для Вас значит это понятие, чем традиционный человек отличается от современного? Или, будучи современным, можно быть и традиционным?
— Конечно, современный человек может быть традиционным. Некоторые вульгарно воспринимают традиционность как обязательное хождение в лаптях, разговаривание на диалекте. Может это и не худо, но это тепличное что-то такое, реконструкторское, неестественное. Традицию я воспринимаю не столько во внешней выразительной части, сколько в содержательной. По моему мнению, Традиция – это такая непрерванная нить, которая из древности тянется до нашего времени, до современного человека. Традиция заключается в особенностях мышления, мировоззрения. В этом смысле и православная вера – тоже традиция. Кто-то скажет: православная вера – это все. Ну а с другой точки зрения Традиция – понятие более широкое, чем православная вера, потому что есть традиция кухни, или одежды, или боевое искусство – это непосредственно не религиозные вопросы, поэтому можно их отдельно рассматривать. Традиция – это то, что развивается, живет, продолжается, сохраняет свою суть. И конечно, современный человек может эту содержательную часть перенять, и не ради того, что это нечто такое ценное, антикварное, музейное, а как раз Традиция – это практичное явление. Она и возникала для того, чтобы лучше выживать, лучше приспосабливаться к жизни, решать вопросы какие-то. Даже тип мышления, который формирует Традиция, — он для того, чтобы быть наиболее эффективным, действовать наиболее точно и уверенно в складывающихся обстоятельствах. Поэтому, да, я считаю, что не можно, а нужно быть традиционным человеком, у которого в душе очень четко существует связь прошлого с будущим, со своими предками по крови, с предками по науке (в данном случае наука может быть любая, хоть плотницкая, хоть боевое искусство). Все это в такую далекую древность уходит, что если за эту нитку пошевелить, то там, в глубинах древних эпох ты чувствуешь, как отзывается эта связь. Поэтому, да, современный человек может быть традиционным. А если он еще сохраняет какие-то традиции кухни, праздников национальных, одежды, — например, на праздник оденется в национальный костюм, если он песни хорошо поет, настоящие, аутентичные, русские, и все прочее – это идеально. Я считаю, что это вообще залог выживания и сейчас остался, чтобы не раствориться в этом мутном море какой-то, с негативным значением скажу, «общечеловеческой цивилизации», на самом деле синтетической, которая растворяет в себе личности, народы, цивилизации, и превращает все в какой-то пластиковый мир.
— Поговорим теперь о боевом искусстве. Известно, что «Буза» — это не только система боевых приёмов, но, можно сказать, образ жизни, включающий в себя пение, пляску, традиционную одежду, особенности поведения. Чем ещё она отличается от других боевых искусств? Есть ли её аналоги у других народов? Вы бывали в зарубежных экспедициях, как этнолог изучали культуру многих даже экзотических для нас народов. Нашли что-нибудь общее у всех народов в боевых искусствах?
— Понимаете, в чем дело. Почти все боевые искусства, если мы говорим о боевых искусствах, а не о системах самообороны, они очень отличаются друг от друга, и в то же время есть у них и что-то общее. Поэтому вопрос получается общий, а значит и ответ на него должен быть, получается, общим, а не хочется какие-то общие слова говорить. Но вот насчет образа жизни, пения, пляски, одежды – получается, что мы это уже начинаем синкретически дробить: Буза – это песня, это еще и пляски, а еще это и традиционная одежда, в еще и особенности поведения – получается какая-то ерунда, потому что ценность Бузы как раз в том, что это цельное явление. Я вообще ее воспринимаю как суть Традиции, в первую очередь, конечно, воинской, мужской, в которой, по периферии этой Традиции может проявляться замечательная песенная традиция, замечательная плясовая традиция, замечательная игра на музыкальных инструментах. В то же время игра на любом музыкальном инструменте может быть цельным большим мастерством. Но вот Буза, на мой взгляд, это такая система, которая изучает ядро Традиции, ее формулы, которые могут реализоваться в пении, в игре на музыкальных инструментах, в пляске – в динамической форме, в рукопашном бое – в технических действиях, она может быть отображена, имея выразительные формы, в вышивке, в домовой резьбе – в символическом ряде, в семиотической системе – системе знаков, пронизывающей всю национальную культуру – она тоже в Бузе есть. Вот это мне кажется наиболее ценным, а не просто рукопашный бой, и не просто пляски. У других народов тоже есть и воинские пляски, и боевые системы, но они очень отличаются: пляшут по-другому, и дерутся по-другому. Какие-то фрагменты, конечно, можно встретить у других народов похожие, а вот такой замечательной симфонии, в которой одновременно все сочетается так гармонично и работает друг на друга, и одна часть усиливает другую, и тем более такой русской – конечно, нигде нет. Это полностью достояние нашего народа, для нас придуманное, по нам рубаха сшитая, в нашем вкусе вышитая. Это, действительно, практичное единоборство, которое прожило тысячелетие, и до сего дня существует. Оно мало изучено сейчас, недостаточно популярно, просто люди не знают. Если бы хорошо о нем представление имели, занимаясь единоборствами, то я думаю, что очень многие бы занялись с большим интересом и с охотой. А на сегодняшний день понятия о русских единоборствах сформированы какими-то дилетантами. Вульгарное представление в интернете, оно тиражируется такими же вульгарными журналистами, и это как ксерокс такой идет. Повлиять на изменение этого почти не реально, они неглубокие, им проникать и «врубаться» в это не хочется, и вот у них там матрешки, медведи, балалайки, водки, «пляши хорошо – будешь драться», ну ерунду всякую молотят.
— Что нужно современному молодому человеку, чтобы стать бузником? Вы часто бываете с семинарами по всем уголкам России. Много желающих стать Вашими учениками, освоить русскую традиционную боевую систему?
— Чтобы стать бузником, нужно, на мой взгляд, сильное желание понять Традицию своего народа, где-то себя изменить под эту традицию, потому что сейчас очень многое не так. Научиться смотреть на мир открытыми глазами, не зашоренно, не шаблонно, не быть обезьяной, которая копирует все, что по телевизору скажут и в рекламах напишут, а осознанно подходить к каждому своему поступку. В общем, чтобы стать бузником, нужно быть достаточно увлеченным и решительным человеком. Конечно, неплохо бы сразу быть физически готовым, но если вы Бузой будете заниматься, вы разовьетесь – я про рукопашный бой говорю. А так, на мой взгляд, две вещи: это интерес очень большой и большая решительность, решимость. А дальше, если с дороги этой не сходить, настойчиво тренироваться, пытливо размышлять, то все получится и получится из молодого человека бузник.
— Многие в России, да уже и в мире знают о таком явлении, как «Буза». Наверняка Вы получаете много писем и вопросов от тех, кто хотел бы примкнуть к русской боевой традиции. Не в каждом регионе, или городе есть отделение «Бузы». Что бы Вы посоветовали таким людям, с чего начать?
— В тех регионах, где нет еще артели, секций, инструкторов, я бы вначале посоветовал им приехать на «Гуляй-город» — это наши большие сборы, которые бывают раз в году, всероссийские, где бузников очень много съезжается, они вместе тренируются, живут, едят, пляшут, поют, обсуждают, слушают лекции. Там можно почувствовать это явление сразу же воочию, потому что спортзал такой возможности не даст. А потом начать тренироваться, найти хотя бы одного-двух единомышленников, чтобы вместе с ними тренироваться, и дорогу осилит идущий, потихонечку все будет становиться понятным. А то, что сразу все понятным не становится, это даже прекрасно, потому что было бы очень скучно – сразу, раз и все понял. Я, например, до сих пор еще разбираюсь, и не буду врать: мне нравится, что это целый космос, который, я заведомо знаю, до конца не познать. Сердцевину – да, а вот до конца не познать.
— Мы знаем, что недавно, в связи с современными осложнениями и карантином, Вы начали вести он-лайн школу «Буза». Могли бы Вы сказать об этом явлении несколько слов? Что человек может почерпнуть из этих занятий?
— Начали мы онлайн школу, потому что в карантинный период из-за коронавируса закрыли все спортивные залы, запрещали встречаться. Вынужденная мера, но она была во многом и долгожданная мера, потому что меня просили очень давно ребята из дальних регионов, чтобы я отснял учебный материал, но не было времени, чтобы этим заниматься. А тут условия так сложились, что можно было этим заняться. Онлайн школа для тех, кто изучает Бузу, на мой взгляд, — это очень большое подспорье. Она не заменит, конечно, тренировки с живым учителем, потому что нужно тумака получить, почувствовать, как у тебя сустав вот-вот сломается, как тебя душат, бросают – это все такие тонкие вещи, которые передать и получить можно только от учителя к ученику. Но очень многие вещи можно освоить самостоятельно, если у вас есть видеоматериал, объяснение текстовое, если вы можете получить ответы на заданные вопросы во время прямых эфиров, если можете получить письменные ответы, если вы присылаете домашнее задание, его рассматривают и обращают внимание на ошибки, советуют их как-то исправить – это очень хороший инструмент для обучения, к которому еще надо обязательно и практические занятия. Практические занятия на местах у многих есть, потому что там есть группы, плюс возможность приехать на семинары – в разных городах семинары по Бузе проходят, можно туда приехать, проверить что-то, уточнить. Я считаю, что это вполне хорошая, рабочая, одна из форм обучения. При этом вы не тратите время на то, чтобы несколько дней ехать на семинар, жить там, потом назад возвращаться. Это не значит, что семинары и тренировки отменяются, нет, ни в коем случае, но это добавляет информации, уточняет, объясняет более подробно какие-то технические моменты. Есть возможность послушать лекции, при том послушать их по несколько раз, посмотреть технические действия, остановить запись, опять рассмотреть. На мой взгляд, это очень хороший инструмент для освоения русского рукопашного боя «Буза», и не только техники, но и философии, этики, эстетики, в общем, всего, что там есть. Это прекрасный инструмент, но только один из инструментов. Как только есть возможность позаниматься «живьем» у более опытного специалиста, надо, конечно, это реализовывать. Должны быть группы у себя, в которых тренируются, отрабатывают заданные техники, приемы, броски, удары, защиты, палочный бой, ножевой бой и все богатство, которое в Бузе существует. Мы продолжаем учиться и совершенствоваться в таком способе передачи информации, и уже сейчас я вижу (полгода работаем), что результаты хорошие, особенно для думающих людей. Но это, знаете, и в спортзале также – думающие есть, а есть не очень. Кто с какой чашкой пришел, тот столько и зачерпывает.
— Всё же сегодня часто приходится слышать, что многие представители молодого поколения страдают инфантилизмом. Взрослые юноши подчас ведут себя как дети, не могут отвечать за себя и свои поступки, не то, что за других. В чем причина такого явления, на Ваш взгляд? Что можно посоветовать молодым людям, чтобы они смогли стать настоящими личностями?
— Сейчас все виртуальное начинает вытеснять все настоящее. Часто надо казаться, а не быть: в интернете ты не сообщил про себя, значит, ничего не было, не выложил описание какое-то, или фотографии, значит, ничего не произошло. И точно такие же люди сидят, на эти фотографии смотрят, ставят лайки. А вообще, по-хорошему, надо ходить в походы, встречаться с друзьями, драться, спарринговать, надо ходить книжки искать в библиотеках, если их нет в интернете. При этом, смотрите, как забавно: вот этот весь цифровой мир, он стремится к наиболее точной симуляции реальности, чтобы изображения были объемные, тактильные ощущения, запахи. Мы живем в этой реальности, надо просто брать и делать, и намного глубже и интереснее все будет. В древней, античной греческой традиции (я почему про нее говорю – ее лучше знают, но у всех так было), там считалось, что личность нужно воспитать цельную, она должна развиваться и физически, и нравственно, и волевые качества должны в характере развиваться, и эстетические, и интеллектуальные. Вот такая личность, в которой все одновременно развито, она и была востребована Древним миром и традиционной культурой. Вот так должно быть и у нас. А сейчас специализируют людей, которые могут быть айтишниками, и ничего не знать про историю, могут специализировать на, скажем, математике, и этот человек больше не знает ничего, а могут вообще научить его только суши в баре делать, и больше он ничем не интересуется, кроме ширпотреба; фаст-фуд в кинотеатре, фаст-фуд в кафе, все, жизнь в фаст-фуд превращается, в перекус такой. На мой взгляд, все нужно пробовать делать «живьем», и как можно больше. Тогда у молодежи все будет отлично, все получится, она из такого же точно мяса, как мы, и трудности те же самые остались, которые у нас были, просто в реальном мире надо все это делать. Тогда цифровое, наверное, станет подспорьем, очень важно, чтобы одно другое не заменило, я вот так думаю.
— Мужчина по натуре своей воин, боец. Сегодня в условиях мегаполиса эти его качества причудливо преобразуются, и он становится представителем «диванных войск», «кухонной политики», футбольным телевизионным фанатом. Некоторые покупают ружьё и охотятся в лесу на зверя. А где в современной жизни мужчина может полноценно реализовать эти свои природные качества, что Вы об этом думаете?
— В современной жизни мужчина-воин может реализовать свои качества очень много где. Первичные такие, доступные для горожанина вещи он может получить на тренировках по рукопашному бою «Буза», потому что он разовьется там физически, он научится управлять своим телом, управлять своим сознанием, волей, воля окрепнет, разовьется. Он начнет мыслить нешаблонно, настаивать на своем, отстаивать свою точку зрения, в данном случае, защищать даже может быть, потому что мы же спаррингуем, бьемся на палках и на кулаках – это формирует характер, это качества воинские. Конечно, можно и ходить охотиться, у нас многие охотники из бузников. Кто-то ходит в походы, на рыбалки, в трудные походы на выживание. Очень многие из наших бузников военнослужащие, которые в войнах участвуют. Очень много людей, которые ведут совершенно не стандартный, но увлекательный и интересный образ жизни. Поэтому для того, чтобы реализоваться как цельная личность, как воин, в современном обществе место есть, и его немало. Но для этого нужно вести себя не как баран, не как стадное животное, что, в общем, воину и не свойственно. Нужно посмотреть на этот мир, и понять, что он в вашем распоряжении – пользуйтесь. Леса остались, можно ходить за грибами, можно ходить на охоту – это разрешено. Можно заниматься огромным количеством видов спорта: стрелковым, рукопашным боем, ходить в турпоходы, совершать научные открытия, причем, если вы не зашоренный человек, если вы можете мыслить нестандартно, вы будете обнаруживать совершенно интересные, пропущенные другими исследователями вещи. Они шли протоптанными дорожками, мыслили стереотипно, а у вас – это тоже воинская черта – найти неожиданное решение, это качество воина, это нестандартность. Мне кажется, что современное общество для реализации воинских качеств все условия создает, вплоть до уличных драк, которые могут сейчас возникать запросто. У нас очень много людей, которые склонны что-то отнять, кого-то обидеть, стукнуть. В общем, за себя постоять – остается точно также актуальным, как когда бы то ни было, защитить своих близких, защитить слабого человека, защитить свою семью, детишек, Родину отстоять. В общем, кругом это востребовано. Просто у нас сейчас точка зрения какая-то другая, что мы живем в другом мире, что все поменялось. Ничего не поменялось. Люди только сами себя меняют не в нужную сторону. А можно себя поменять и в нужную сторону.
— Продолжая эту тему, вот о чём хочется ещё спросить: сейчас всё-таки большинство мужчин живёт в городах, а не в деревнях, и Вы живёте в городе. Есть какие-то советы, рекомендации, как сохранить свою самобытность и русскость в условиях города и наполнить город цветами и силой русской традиционной культуры?
— Для горожан, которые вроде бы живут в условиях не деревенских уже, а их сейчас большинство, (у нас общество перестает быть аграрным), я считаю, что, бузовская традиция – это еще традиция артели, коллектива. Во многих местах, там, где есть артели, коллективы, мы это наблюдаем уже десятилетиями (четвертое десятилетие пошло), где образовались артели, появляются такие как бы деревни внутри города. Люди крестят детей, женятся, становятся родственниками, кумовьями, крестными, побратимами. И вот внутри огромного мегаполиса образуется совершенно такая древняя структура, но в новых условиях. Люди ходят в гости друг к другу, справляют народные и церковные праздники вместе, одеваются в национальные костюмы, песни поют народные, угощают друг друга старинной русской едой. Это такой образуется совершенно новый мирок, но наполненный старинным содержанием. Поэтому я думаю, что традиционная культура в городах вполне может жить и существовать. Конечно, условия ее использования отличаются от деревенских, и мы не будем молотить снопы, дома рубить плотницкие, ну плотничать, я имею в виду. Но та часть человеческого быта, и народные традиции, которые переносимы из аграрных времен в нашу современность, их надо полностью забирать и пользоваться, потому что это практично, красиво, это сохраняет психологическое, физическое и этническое здоровье, это украшает жизнь и делает человека счастливым. Поэтому, я считаю, что это можно, нужно, и примеров тому тьма. Мы так и делаем, и очень рады, что у нас именно такой выбор.
Вадим Грачев и Денис Антипов