Чего боится Люк Бессон?

Предлагаем вниманию читателей небольшое интервью с известным французским режиссером Люком Бессоном, записанное во время его визита в Москву.

-ГОСПОДИН БЕССОН, ПРАВДУ ЛИ ГОВОРЯТ, ЧТО В РАБОТЕ ВЫ НЕ ПРИНИМАЕТЕ НИЧЕГО, КРОМЕ СОВЕРШЕНСТВА?

-Я просто люблю то, чем занимаюсь. Когда-то бросил учебу в школе, чтобы посвятить себя кино. Стараюсь вникнуть в каждую деталь. И на площадке я перфекционист. Если вижу, что прическа у героини помята, могу оставить камеру, подойти и поправить. Я никогда не накаляю атмосферу, чтобы не сбивать настрой группы. Для меня самое главное — это дать актерам возможность сосредоточится и играть.

Если сценарий фильма сырой, то я обязан довести его до качественного уровня, сколько бы времени мне не потребовалось. Например, был случай, когда я переписывал, добавлял детали в сценарий на протяжении десяти лет, прежде, чем он мне полностью понравился.

-А КАК ВЫ ПОДХОДИТЕ К ВЫБОРУ АКТЕРОВ ДЛЯ СВОИХ ФИЛЬМОВ?

-У меня много знакомых, которые просят работу. Я им часто отказываю, потому что не вижу, кого бы они могли сыграть. Я не раздаю роли по блату. Есть актеры, которые подходят конкретно на эту роль или не подходят. Когда я вижу в актере нужного мне персонажа, то приглашаю сниматься.

-ВЫ РАБОТАЛИ СО МНОГИМ ЗВЁЗДАМИ. ПРАВДА, ЧТО У СКАРЛЕТТ ЙОХАНССОН ХОРОШЕЕ ЧУВСТВО ЮМОРА, НО ОНА МНОГО РУГАЕТСЯ?

-Ничего подобного не заметил. Мы много разговаривали до съемок, обсуждали, как можно сыграть ту или иную сцену. Мы работали, а шутить нам было некогда. Скарлетт – не девушка гламура, она – талантливая актриса и знает, чего хочет. Она с радостью согласилась взяться за работу. На площадке вела себя очень профессионально.

-КАК-ТО ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО САМЫЕ ВКУСНЫЕ ПЕЛЬМЕНИ — В СТОЛИЦЕ ТАЙВАНЯ ТАЙБЭЙ. НЕУЖЕЛИ ВКУСНЕЕ, ЧЕМ В РОССИИ?

-Не знаю, у вас пока не пробовал, но всё еще впереди! (Улыбается).

-ГОСПОДИН БЕЕСОН, ВЫ ЧЕГО-НИБУДЬ БОИТЕСЬ?

-У меня страхи глобального масштаба. Люди сильно изменились за последние годы. Их больше интересуют материальные ценности, чем духовные. И это страшно. В своих картинах я пытаюсь акцентировать внимание только на хорошем.

Лилия Садыкова
«Ахтубинская правда», «Эксклюзив».

 

ПРЕВОСХОДСТВО ЛЮСИ (Foma.ru)

В Голливуде сняли фильм о том, как стать сверхчеловеком.

Наркотики сводят в могилу 200 тысяч человек в год по всему миру. Большинство из них умирает от передозировки. Но, если посмотреть фильм Люка Бессона «Люси», который шел в российском прокате, складывается впечатление, что передозировка наркотиков не только смертельно опасна, но и полезна. Можно умереть, а можно и сверхчеловеком стать.

Хорошие режиссеры знают, как угодить зрителю, а гениальные — создают своего зрителя сами. Французский режиссер Люк Бессон как никогда близок к гениальности. Далеко не самый лучший его фильм лидировал в мировом прокате, собрав своим создателям несколько сот миллионов долларов. Как это может быть? Может все дело в новом зрителе, который рождается при просмотре фильмов, подобных «Люси». Ему не нужно думать. Вообще.

Симпатичную блондинку пытается обмануть аферист, и через секунду показывают мышку, которая принюхивается к сыру в мышеловке. Девушка попала в логово наркомафии — вот вам документальные кадры охоты львов на беззащитную лань. Сюжет фильма, его идея, мотивации героев, их поступки почти не поддаются логическому объяснению. Так почему же его смотрят?

Новорожденный зритель вам ответит просто: «wow!». Не важно, что «Люси», как конструктор «Лего», собрана из хорошо известных киноцитат, важно, что все это склеено головокружительной фантазией режиссера и стремительным действием. Пришел посмотреть кино, а попал на американские горки.

А вот теперь самое интересное. Когда летишь с криком «wow!» уже неважна ни идея фильма, ни то, что заботливые его творцы хотят вложить в твою бедную голову. Вы думали, что первый человек на Земле — Адам? Забудьте! Это был даже не мужчина, а умная обезьянка …Люси. Какой смысл жизни человека? Счастье? Творчество? Любовь? Нет, не угадали! Наша цель — передать информацию. Ну и главная фишка фильма: обычный человек использует лишь 10% своего мозга. Ничего что это давно развенчанный миф (это признает даже сам Люк Бессон), маститый ученый профессор Норманн (Морган Фримен) вам расскажет, а всемогущая красотка Люси (Скарлетт Йохансон) покажет, что это истинная правда.

Под действием огромной дозы новейшего наркотика Люси задействует 30, 60, а потом и все 100% своего мозга. И что же в результате? Она превращается во всеведущее, всемогущее, а потом и в вездесущее существо. Совершенно верно, она практически становится богом. Она неуязвима для пуль, стирает в порошок своих врагов, жалость и сострадание — это не про нее. В одном из эпизодов Люси врывается в операционную и, видя, что у больного нет шансов выжить запросто швыряет его на пол. Ну конечно, ей же медицинская помощь нужнее! Еще вчера Люси была хорошенькой студенткой, а теперь превратилась в безжалостного монстра. Это и неудивительно, ведь «знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8, 1). Но любовью в фильме и не пахнет. Даже в телефонном разговоре с мамой Люси демонстрирует свое превосходство: она не собирается просить совета или помощи, просто делится своими суперощущениями, хотя и говорит добрые слова. Несущемуся стремглав на американских горках зрителю некогда задуматься как это Люси, используя якобы на 100% свой человеческий потенциал, превратилась в чудовище. Чем ближе к финалу, тем меньше она похожа на человека. Ей все позволено…

Через полтора часа карусель останавливается, и зрители с легким головокружением покидают зал. Быстрее всех уходят те, кто пришел смотреть научную фантастику. Они и так еле досидели до титров. Ну а кому американские горки в кино понравились, пойдут на Люка Бессона еще. Полку всеядных зрителей прибавилось.

К счастью, Люси — не тот сверхчеловек, о котором писали Достоевский и Ницше. Здесь виноват не гордый ум, а дорогая химия. То есть, рецепт явно не настоящий. Ближе к истине подошли создатели фильма «Превосходство» режиссера Уолли Пфистера с Джонни Деппом в главной роли. Там человеческое сознание становится суперкомпьютером, эволюционирует, и тоже превращается во всемогущее божество. Но фильм получился откровенно скучным и невнятным. Интересно, что «Люси» и «Превосходство» связывает не только рецепт получения сверхчеловека, но и актер Морган Фримен, который в обоих фильмах играет крупного ученого. Почему именно он? Потому что ведущему телепрограмм канала Дискавери «Вопросы мироздания» и «Сквозь пространство и время» поверят быстрее.

Но, не смотря ни на что, фильм «Люси» делает свое благое дело — неплохо развлекает, не оставляя в душе зрителя после просмотра и следа от своих сумбурных философских посылов. Это всего лишь кино-аттракцион с примесью псевдонаучной фантастики. Не тот калибр у этого оружия, чтобы влиять на умы. Ну, и на том, спасибо.

Этот текст не является рекомендацией для просмотра фильма.

Олег Карпенко

 

кино