Посмотрел сегодня знаменитый старый фильм Жюльена Дювивье «Большой вальс» и решил немного узнать о создателях фильма и актёрах. И тут меня ждало несколько интересных открытий.
Исполнительница роли жены Штрауса Луиза Райнер родилась 10 января 1910 года и дожила до 104 лет! Это обладательница самых ранних премий «Оскар» и, кроме того, старейшая их обладательница на земле. Удивительно, что Райнер, многие годы уже не снимавшаяся в кино, вдруг в возрасте 87 лет снялась в роли бабушки в фильме «Игрок» по Достоевскому (1997).
Исполнительница роли Карлы Доннер Милица Корьюс, оказывается, родилась в Российской Империи в 1909 году (в Польше), причём православная по вероисповеданию. Милица Корьюс родилась в Варшаве, в семье офицера кадетского корпуса Артура Корьюса из Эстляндии. Мать, дворянка Анна Гинтовт, потомок древнего литовского рода Гинтовтов-Дзевалтовских. В Первую мировую войну корпус перевели в Москву, где Мила (православное имя актрисы) поступила в Елизаветинскую гимназию. После развода родителей, в 1918 г. переехала с матерью и сестрами в Киев, где училась в музыкальной школе, пела в церковном хоре. С 1927 г. — солистка украинской капеллы «Думка», много гастролировала по СССР.
В 1928 г. переехала в Эстонию к отцу, который занимал высокий пост в структурах эстонской армии. Будущая звезда обучалась вокалу у талантливых русских музыкантов и педагогов В. А. Маламы и С. И. Мамонтова, эмигрировавших из Советской России. Она выступала на сценах Тарту и Таллинна, однако эстонская музыкальная элита, к сожалению, не разглядела таланта начинающей певицы.
Милица Корьюс вышла замуж за немецкого врача Куно Фолша и поселилась с ним в Германии, у них родилась дочь и два сына. Актриса с успехом дебютировала в Магдебургской, а затем и Берлинской опере, в последней она выступала до 1937 г., прозвище «соловей берлинский». Там её заметил продюсер Ирвинг Тальберг и пригласил в Голливуд.
Кинодебют Милицы Корьюс состоялся в культовом фильме «Большой вальс», в котором она сыграла роль примадонны Венской оперы Карлы Доннер. Фильм вышел на экраны в 1938 г. и имел оглушительный мировой успех. Певица на время оставила оперную сцену и снялась ещё в ряде кинолент: «Пражский студент», «Рыцарь империи», «Венера в шелках», однако пиком её кинокарьеры так и оставалась Карла Доннер. Милица Корьюс вернулась в оперу и долгое время была ведущей солисткой Метрополитен-опера. Она много гастролировала, во время поездки по Мексике в 1940 г. попала в катастрофу и сломала ногу, что чуть было не закончилось ампутацией. По этой причине была вынуждена рано завершить сценическую карьеру. Занималась воспитанием дочери, изредка давала сольные концерты в США и Канаде. Скончалась на 71-м году жизни в окрестностях Лос-Анжелеса.
Дочь актрисы — Мелисса Фолш Уэллс, заместитель генсека ООН 1993—1994, была послом США в Эстонии в 1998—2001 годах, послом США в Заире и других странах.
Мать и сестра Милицы Корьюс погибли в блокадном Ленинграде.
Композитор, переложивший музыку Штрауса для этого фильма, Дмитрий Тёмкин, тоже происходит из России.
Дмитрий Тёмкин родился в еврейской семье. Его отец, Зиновий Ионович Тёмкин (1865—1942), врач по профессии, после вторичной женитьбы в 1921 году поселился в Берлине, затем в Париже (1924), где занимался общественной деятельностью, был членом президиума Всемирного союза сионистов-ревизионистов, председателем организации сионистов-ревизионистов Франции. Начальное музыкальное образование Дмитрий получил от своей матери — Марии Давидовны Тёмкиной (урождённой Тартаковской), которая преподавала игру на фортепьяно, и уже к тринадцати годам стал студентом Петербургской консерватории. Обучался по классу фортепьяно у Феликса Михайловича Блуменфельда и Изабеллы Афанасьевны Венгеровой, а по классу композиции, гармонии и контрапункта у Александра Константиновича Глазунова.
После революции 1917 года Дмитрий Тёмкин служил в политуправлении Петроградского военного округа, был одним из организаторов масштабных музыкальных действ нового времени, таких как первомайская «Мистерия освобождённого труда» и грандиозная инсценировка «Взятие Зимнего дворца» (7 ноября 1920 года), в которой было задействовано около тысячи артистов, в том числе 500 музыкантов.
Однако надежд на большую музыкальную карьеру в России того времени было мало, и в 1921 году Тёмкин эмигрировал в Берлин, к своему отцу. В столице Германии молодой пианист брал уроки у Ферруччо Бузони и его учеников: Эгона Петри и Михаэля Задора. В 1924 году Дмитрий Тёмкин отправился на гастроли в Париж, а вскоре, по совету Фёдора Шаляпина переехал в Соединённые Штаты, где первое время аккомпанировал балетной труппе, которую возглавляла балерина и хореограф Альбертина Раш ставшая вскоре его женой.
В 1928 году Тёмкин с большим успехом выступил на европейской премьере Фортепьянного концерта в Париже.
Дядя Дмитрия Тёмкина — Владимир Ионович Тёмкин (1861—1927) — видный российский сионистский деятель, с 1893 по 1917 год — казённый раввин Елисаветграда, с 1925 года — первый президент Всемирного союза сионистов-ревизионистов.
Вот такой интересный фильм «Большой вальс»!
Подготовил Вадим Грачев
Наверное интересный фильм для любителей творчества Штрауса, классической музыки. Но мне как-то трудно смотреть черно-белые фильмы. Вот всё жду когда оцветнят любимые «Римские каникулы». Странно, даже довоенную Золушку оцветнили, а их почему-то нет:(
А мне наоборот приятнее ощущать магию черно-белого кино. В нем чувствуется дух старого времени.
Возможно, но лично я за то, чтобы старые фильмы были в двух версиях: черно-белой и цветной — на выбор зрителя. Все-таки краски обогащают восприятие. Мне бы, например, очень хотелось посмотреть на цветной, солнечный Рим, по которому гуляли Одри Хепберн и Грегори Пек. Хочется увидеть, какого же цвета платье на ней было, какая кофточка:) Увидеть цвет её губ, глаз… А дух старого времени от красок никуда не исчезнет — он и в атмосфере фильма, и в одежде, и в поведении героев. Ведь они тоже видели себя цветными, а не черно-белыми. Хотя, это дело вкуса, конечно. Помню, не так давно посмотрела новую оцветненную версию детектива «В случае убийства набирайте М», да еще в формате 3D! Такая красота! Словно сама побывала в их времени!
Дивный во всех отношениях фильм «Большой вальс»! Желать и советовать можно сколько угодно!
Во всем красота необыкновенная! А МУЗЫКА! А ПЕНИЕ Милицы Корьюс — затмевает и превоходит многихсвоременных оперных звезд! ВСЁ В ГАРМОНИИ! ВКЛЮЧАЙТЕ СВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ГОСПОДА, И ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ СРЕДИ ЭТОЙ КРАСОТЫ! СПАСИБО РЕЖИССЁРУ! СОВЕРШЕНСТВО! Я МНОГО_МНОГО РАЗ СМОТРЕЛА ЭТОТ ФИЛЬМИ ВСЁ ТАКЖЕ ПРЕКРАСЕН ОН В МОЕМ ВОСПРИЯТИИ!И, кстати, прекрасный дубляж.