Продолжаю свою жюльверниану. Всего два дня потребовалось мне, чтобы прочесть небольшую книгу (чуть более 220 стр.) о путешествии Филеаса Фога и его спутников вокруг света.
Надо сказать, что здесь для меня была неожиданность. Книгу эту прежде я не читал. Но у каждого из моих ровесников это название на слуху, и не только на слуху, но и в памяти и в сердце. Дело в том, что в нашем детстве в 1980-е гг. каждые каникулы по телевизору обязательно показывали два многосерийных мультфильма: «Приключения капитана Врунгеля» (отечественный) и «Вокруг света в восемьдесят дней» (зарубежный, австралийский). На этом мультфильме мы выросли, внимательно следили за приключениями героев, цитировали их расхожие фразы из каждой серии: «Мудрым пользуйся девизом — будь готов к любым сюрпризам», «Жизнь — цепь, а мелочи в ней — звенья. Нельзя звену не придавать значенья», «Природу бережно и чутко охраняй — и соберёшь богатый урожай», «Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое» и так далее.
А заставку в самом начале мы все помним наизусть — ведь она звучала в каждой серии:
Лорд Мэйз: Итак, Фогг, Вы хотите жениться на моей племяннице?
Филеас Фогг: Да, лорд Мэйз!
Лорд Мэйз: Моё условие — надо объехать вокруг света за восемьдесят дней.
Жан Паспарту: Невероятно!
Фогг: Мы сделаем это!
Лорд Мэйз: Но помните, это ваш единственный шанс!
Фогг: В путь!
Вкруг света в восемьдесят дней, Паспарту!
Чтоб стать супругом Блинды Мейз, Паспарту!
Лорд Мэйз: Фикс, где ты?
Фикс: Я к вашим услугам, лорд Мэйз!
Лорд Мэйз: Помешай их путешествию и сделай всё, чтобы они за восемьдесят дней не успели.
Нам мистер Фикс решил вредить,
Чтоб лорду Мэйзу угодить.
Должны его мы победить, Паспарту!
Блинда Мейз: О Филеас, будь осторожен! Мой дядя посылает Фикса, чтоб помешать вам.
Паспарту: Не беспокойтесь, мадемуазель. Я поеду с ним и буду оберегать его от Фикса.
Также нас умиляли фразы Паспарту: «Ну и ну! Это Фикс, это проделки Фикса», самого Фикса: «Есть ли у вас план, мистер Фикс?».
И вот, что же я обнаружил, читая книгу: оказывается, мультфильм и книга — это совершенно разные произведения, не имеющие ничего общего кроме названия и имён трёх главных героев. Филеас Фог просто поспорил с членами своего клуба, что он объедет вокруг света за 80 дней. Никакой Блинды Мейз и ее дяди в книге нет и подавно, зато Фог обретает себе невесту в Индии, спасая ее от кровожадных туземцев. И смысл и цели и детали всего путешествия в мультфильме и в книге не имеют друг к другу никакого отношения.
Кстати, о туземцах: очередная минутка расизма от Жюля Верна. В книге есть такая фраза: «Вокруг железной дороги рыскали свирепые волки, медведи и индейцы». Индейцы в перечне на последнем месте. Когда герои приехали в США, звучит такая фраза: «Наконец-то они снова находились в пределах цивилизованных стран». Подразумевается, что Индия, Китай, Япония и другие страны, история и культура которых на несколько тысячелетий старше США, — это варвары, стоящие на последнем месте после волков и медведей, нецивилизованные.
Любопытны характеристики некоторых героев. Так, Филеас Фог поначалу кажется этаким сухарём, жлобом, который ни с кем не разговаривает и которого интересует только игра в карты. Однако в некоторых ситуациях он вдруг проявляет себя неожиданно, рискует жизнью ради товарищей, даже ради своего слуги Паспарту, не жалеет своих денег, которые тратит в огромных количествах.
Интересен и Фикс. Он здесь совсем не такой, как в мультике, начиная от внешности (невысокий, худощавый), и заканчивая характером (на некоторых этапах пути он практически становится другом тех, кого он преследует). Кстати, и цель у Фикса здесь совсем иная: он принял Фога за грабителя, похитившего кругленькую сумму в лондонском банке, и по этой причине преследует его по всему миру. И уже совершенно подружившись с Фогом и Паспарту, вдруг в пределах Британии арестовывает нашего героя — он ничего не забыл. Однако Фикс оказывается неправ, и получает удар по шее даже от такого сухаря и флегматика, каким был Фог.
В итоге всё заканчивается хорошо. Это произведение, написанное в 1870-е гг., когда в основном вся планета уже стала знакома и известна человеку, обследована им до самых дальних уголков, явилось как бы венцом деятельности человека в русле географических открытий и покорения земли. Отныне земля для нас стала уже родным домом, хорошо известным. Средства передвижения позволяют быстро и надёжно преодолевать огромные расстояния. Доказательство этому — кругосветное путешествие героев всего лишь за 80 дней. Ни Колумбу, ни Магеллану, ни Лаперузу такое и не снилось.
Идея этого романа была нова, вдохновляла читателей, увлекала их и поселяла уверенность в душе.
По этим причинам роман стал очень популярным и любимым. Он вызвал массу подражаний. Жюль Верн в соавторстве с одним драматургом написал пьесу по мотивам этого произведения, на сцене было много, как бы мы сегодня сказали, спецэффектов, вплоть до участия в спектакле живого слона. Пьеса шла во Франции аж до 1930-х гг., выдержав несколько тысяч представлений.
Позже, когда появились кино и телевидение, роман получил второе дыхание. По нему было снято множество фильмов и сериалов, некоторые из них, как уже упоминавшийся мною австралийский мультик, ушли от оригинала очень далеко. Так что популярность этого произведения продолжается вот уже 150 лет. Всё это является источниками вдохновения, заставляющими нас обращаться к этому великолепному роману снова и снова.
Линкор «Гангут» — «Октябрьская революция»
Недавно в одной из своих заметок я упоминал Морской энциклопедический словарь, а вместе с ним привёл в качестве образца статью о линкоре «Октябрьская революция», который прежде носил имя «Гангут».
Как и в любом хорошем словаре здесь часто имеется пристатейная библиография, то есть ссылки в конце статьи на источники литературы — что можно почитать по данному вопросу. Вот и про мой линкор приведена в списке книга: И. Ф. Цветков «Линкор Октябрьская революция».
Я уже упоминал, что на этом корабле служил мой родственник, Михаил Прокофьевич Костров. Ранее я только знал, что он был моряком, и ничего более. Но вот из документов архива Министерства обороны я узнал, что он был корабельным артиллеристом линкора «Октябрьская революция». К сожалению, ему не удалось остаться в живых. Михаил Прокофьевич геройски погиб, умер от ран в госпитале Красного Села 21 января 1944 года, меньше чем за неделю до полного снятия блокады Ленинграда. Когда бываю в Красном Селе, то посещаю братскую могилу, в которой он похоронен.
К сожалению, не знаю всех деталей его биографии, особенно боевой. Частично рассказывали о нем родственники, частично знаю из документов. Знаю, что он даже приезжал домой в отпуск, кажется в 1943 г., и увидел свою самую младшую сестренку, родившуюся в 1942 г., когда он был уже в армии. И вот года с небольшим не дожил до победы.
В связи с этим, мне стала очень интересна судьба линкора «Гангут», переименованного в 1925 г. в «Октябрьскую революцию», особенно военной поры: ведь косвенно по деталям истории линкора я восстанавливаю и судьбу моего героя.
В книге довольно подробно описана ранняя история «Гангута». Рассказано о Цусимской трагедии, о том какие уроки были из неё извлечены для воссоздания российского флота. Подробно рассказано о том, что такое дредноут, линкор, о том, как эти корабли строились у нас и за рубежом перед Первой Мировой войной. Рассказывается не только о Балтийском, но и Черноморском флоте. Описана трагическая история линкора «Императрица Мария», название которого хорошо знакомо моим ровесникам по любимому фильму детства «Кортик».
Рассказано об участии всех этих линкоров, и особенно «Гангута» в Первой Мировой войне, революции, после которой он прозябал и ржавел до 1925 года. Наконец, в этом году он был отремонтирован, модернизирован, переименован и снова введён в состав Балтийского флота.
Затем судьба уготовала линкору самые героические испытания — это советско-финская и особенно Великая Отечественная войны.
Не буду перечислять как враг пытался бессчетное число раз уничтожить героический линкор и с воздуха, и с суши, сколько было нацелено на него снарядов и сброшено бомб, сколько погибло героев, в числе которых и мой родственник. Не буду пересказывать, как удивительным образом линкор залечивал свои раны и снова входил в строй, как он пережил все тяготы блокады, будучи приписан к городу в самые суровые годы и месяцы. Многие его «товарищи» — другие линкоры безвозвратно погибли, а наш герой прошёл всю войну.
Но, к сожалению, шло время, корабль старел и морально и технически. Сначала стал учебным, а потом, в 1956 г., окончил свои дни, будучи разобран на металлолом. Так закончилась славная 40-летняя история легендарного «Гангута».
Линкоры как особый тип корабля, когда-то произведшие фурор в военно-морском деле, перестали выпускать, они постепенно выходили из строя, хотя последние из них дожили, как говорят, до 1990-х гг.
Конечно, просто так вряд ли я заинтересовался бы судьбой «Гангута» — «Октябрьской революции», но вот когда часть истории Отечества плотно переплетается с семейной историей — это уже другое дело, ты становишься кровно заинтересованным человеком в этих вопросах. Потому я и говорю всегда, что такой путь изучения истории самый эффективный.
Вадим Грачев