С давних пор существует понятие не только о приличии в одежде, но и о норме. Первое — дело вкуса, второе — обязанность. Довольно существенное значение в одежде человека занимает головной убор. Кажется, общеизвестно, что в помещении мужчина должен снять головной убор, а женщина — по желанию, может и не снимать. Вспоминается бессмертный образ профессора Преображенского, который обратился к «бесполой» Вяземской, члену домоуправления: «Во-первых, Вы мужчина, или женщина?», на что последовал сакраментальный ответ: «Какая разница!». Профессору было важно-таки выяснить пол этого существа, чтобы в итоге сказать: «Тогда можете оставаться в кепке». За скобками остается подтекст, что кепка — это, все-таки, не совсем женская деталь костюма, но это ладно.

Так вот, в последние годы (уже лет этак 10) мне кажется, что некоторые мужчины начали забывать эту непреложную истину. Я периодически встречаю в стенах университета студентов-парней, которые расхаживают в кепках, причем даже разговаривают с преподавателями в таком одеянии. Я, надо сказать, всегда пользуюсь все тем же аргументом Преображенского, заявляя, что если Вы — женщина, тогда можете оставаться в кепке. Пока что этот аргумент действовал безоговорочно. Хочется добавить, что будь Вы женщиной, можете носить любой головной убор, хоть в виде корабля, что было модно лет 200 назад.

Некоторые из них, кстати, где-то на подсознательном уровне понимают, что находиться в кепке в помещении неприлично, и, скажем, заходя в кабинет к преподавателю, или спрашивая у него что-то в коридоре, кепку снимают. Совсем потерянных для общества остается все-таки очень немного. Кстати, я даже знаю некоторых мужчин, которые, встречая на улице знакомого мужчину и протягивая ему руку, одновременно снимают и головной убор, будь это хоть зима.

В самые же последние времена, в эпоху расцвета «блогерства» и всяких говорящих голов, иногда (и все чаще) стали мелькать этакие парни-«блогерята», тоже в кепках, как Вяземская. В основном, конечно, те говорящие головы, которых слушаю и смотрю я, — люди классической формации и правильного воспитания, поэтому одеты подобающе. А вот бесенята-блогерята, которые где-то иногда мелькают в сети, попадаются в таком наряде. Этого не одернешь, да и если комментарий ему напишешь — вряд ли это повлияет на его «прикид».

Все течет и изменяется, меняются и нравы со временем. Особенно трудно жить в эпоху кардинальных перемен.

Вадим Грачев

культураобразование