О чем следует помнить, путешествуя за границей на автомобиле, в каких случаях ваши действия могут неправильно истолковать тамошние участники дорожного движения, что чаще всего вызывает подозрение полиции и почему не надо идеализировать зарубежных коллег-автомобилистов — обо всем этом рассказывает известный нижегородский автопутешественник и наш постоянный автор Андрей ПРИПИСНОВ.
Его величество пешеход
Первое, что следует запомнить, отправляясь в зарубежную поездку: за границей принято пропускать всех пешеходов, как только они выразили желание перейти улицу (по переходу или нет — неважно). Справедливости ради надо сказать, что обычно они переходят по “зебре”. К этому трудно привыкнуть после России, где все наоборот. Хотя в последние годы ситуация понемногу выправляется. И я с уважением поглядываю на водителей, притормаживающих перед переходами, и благодарю их кивком головы: мы с вами не виделись в Европе? А вот когда я выехал в Скандинавию в первый раз, был, честно говоря, случай, когда я не успел сообразить, что пешеход рассчитывает на то, что я мгновенно остановлюсь, и еле успел затормозить. Было очень стыдно.
То же можно сказать и про необходимость включать ближний свет фар. Меня останавливали за это в Европе два раза, но после внушения отпускали с миром. Думаю, потому, что на моем лице отображалось глубокое и искреннее раскаяние. Но не стоит на это рассчитывать: вас попутно могут досконально проверить по базе, чем отнимут массу времени.
Осторожно с “аварийкой”
Включенная аварийная сигнализация для европейцев означает, что с вами действительно случилось нечто серьезное и ваш автомобиль может, например, взорваться через несколько секунд. Поэтому автомобилистов охватывает столбняк и они отказываются продолжать движение даже после ваших намеков и приглашений. Если же вы включили “аварийку” просто для того, чтобы, остановившись, сфотографировать стадо оленей, и это очевидно для всех, сей факт будет воспринят другими водителями, как правило, крайне негативно. А для полиции “аварийка” означает просьбу: “Вывезите меня отсюда на эвакуаторе” (по крайней мере, на автомагистрали). Кстати, для вызова аварийных служб и работников автосервиса вдоль дорог стоят кабинки с телефонами.
Меня всегда удивляло, что полиция появляется практически мгновенно, если что-то не так. Увидеть ее на дорогах крайне трудно, но только до тех пор, пока с вами что-нибудь не случилось или вы чего-нибудь не задумали. Это связано с тем, что в Европе принято сообщать обо всех недоразумениях на дороге.
“Наблюдательный пункт” может выглядеть так: сидит на обочине или на “круговой” клумбе на складном стульчике или просто на ящике ничем не примечательный дедушка или паренек и просто машет рукой (совсем не обязательно с полосатой палочкой), если хочет задать вам вопрос…
Мне показалось, что большее подозрение у полиции вызывают россияне, едущие в арендованном автомобиле, нежели владельцы машин с российскими номерами. Я читал в некоторых отчетах, что арендованные автомобили любимы нашими доморощенными контрабандистами и прочими “деятелями”. По крайней мере, когда в Австрии полицейский обнаружил, что в автомобиле с немецкими номерами едет россиянин, лицо у него изменилось, и он по меньшей мере минут сорок проверял мои документы, позвонив куда-то по телефону.
И там ездят всякие
Не стоит идеализировать европейских автомобилистов: тут тоже встречаются и грубияны, и хамы. В Австрии я замешкался на перекрестке, чем привел в раздражение водителя, который, объехав меня, очень бурно выразил свое неудовольствие. А Париж мне вообще напомнил родной город: пробки, все стараются друг друга объехать, вклиниться. Так что я почувствовал себя как дома и стал действовать аналогично…
Но в целом езда по европейским дорогам вызывает восторг: люди здесь искренне уважают друг друга. Несколько раз наблюдал даже такую сцену: если к перекрестку по главной дороге подъезжает громадный лимузин, а по второстепенной едет трогательная микролитражка, то водитель большой и дорогой машины, у которой к тому же приоритет, предлагает микролитражке проехать первой, а ее водитель практически сразу принимает такую любезность. Хвалиться своими “дредноутами” на дорогах, как видно, здесь не принято.
Во всех европейских городах скорость ограничена 50 км/ч, а в пешеходных зонах — до 30. А вообще при въезде в страну, в пункте пересечения границы, стоит большой щит с описанием всех разрешенных скоростных режимов, так что приводить их в данной статье не будем.
Несмотря на соблюдение водителями ПДД и вежливость на дорогах, все-таки ездить по ним принято почти на 10 километров в час быстрее, чем это предписывают ограничения. Дело в том, что нарушение скоростного режима в таких пределах карается только замечанием полицейского. Но стоит превысить скорость чуть более чем на 10 километров — и вас ждет чрезвычайно высокий штраф, а отговориться, что у вас нет денег или вы мало зарабатываете, не получится, по крайней мере в Норвегии. Скорее всего, вы и сами не захотите в качестве альтернативы отсидеть несколько недель в тюрьме.
Вдоль дорог стоят автоматические определители скорости. Некоторые из них, когда вы проезжаете мимо, просто покажут вашу скорость, а некоторые сфотографируют ваш автомобиль. Скорее всего, этот фотоснимок вместе с квитанцией о штрафе вам вскоре “подарит” полицейский.
Андрей Приписнов