Идёшь по улице и наблюдаешь волей-неволей: добрая (или злая?) треть людей — татуированных. Предвижу возможный поток оправданий, обоснований и «наездов» от таких людей, отвечать на них не буду, спорить не буду, т. к. не люблю, но только выскажу свое мнение.

В советские годы это называлось «наколка», и народ твердо знал, что наколки (татуировки) бывают только в дух случаях: если человек — носитель соответствующей культуры (индеец, полинезиец, папуас и т. д.), либо принадлежит к социальным низам, чаще всего — уголовному миру.

Как-то я назвал это явление старым словом «наколка» — меня аккуратно поправили: «Это не наколка, а татуировка, это всосем другое — это искусство». О вкусах, конечно, не спорят, и мы спорить не будем. Но мне как зоотехнику приходит на ум, что нанесение неких знаков на кожу — это признак несвободы. Таврят лошадь, чтобы знать, кто ее хозяин, наносят татуировки свиньям и другим животным — чтобы легче было их учитывать. Татуировка — знак принадлежности живого существа кому (чему) — либо.

И второе приходит на ум: клеймо на плече Миледи, знак Лильского палача. Клеймили преступников, чтобы оставался вечный знак того, что они опорочили себя. Помимо этого им могли рвать ноздри, отрезать язык и т. д. — это вещи того же порядка. Вот и делайте соответствующие выводы о здоровье общества.

Вадим Грачев


Тату и пирсинг не сделают тебя лучше

В наши дни одними из самых модных способов «украшения себя» у подростков, молодежи и даже взрослых стали татуировки и пирсинг. Эту моду породили кинозвезды, эстрадные певцы и специализированные журналы, и молодежь, из желания быть «не похожими» на других, стала рисовать на своем теле разные символы и вешать серьги на самые разные части тела: нос, уши, губы, брови или пупок. У многих даже сформировалась зависимость от этих способов «украшения себя», и они уже не довольствуются одной татуировкой или серьгой в носу. Молодежь приходит к убеждению, что у этой диковинной моды имеется разумное основание. Но разве есть разумное основание в том, чтобы идею прекрасного связывать с рисованием причудливых изображений на разных частях тела или с вешанием серег на бровь и губу?

Чего не знают молодые, так это того, что никакие они не новаторы, потому что мода на видоизменение своего тела – явление древнее, на протяжении тысяч лет существующее у нехристианских народов и африканских племен. С самых древних времен в Африке, на Среднем Востоке и в Южной Азии женщины наносили на свои тела изображения, которые, как они верили, должны были отгонять зло и притягивать счастье. И в Таиланде буддийские монахи татуируют свое тело, потому что считают, что татуировки составляют связующую нить между верующими и древними кхмерскими жрецами.

Желающим сделать себе татуировку или пирсинг не мешало бы знать, что эти процедуры не только болезненны, но и опасны. Исследование, проведенное Генеральным директоратом по научным исследованиям при Евросоюзе, предупреждает об этих опасностях. Согласно этому исследованию, чернила и пигменты, используемые для татуировки, могут вызвать в организме реакцию отторжения. Эти способы «украшения себя» приводят в значительном числе случаев к серьезным проблемам со здоровьем, прежде всего к вирусным и бактериальным инфекциям и аллергическим реакциям. Еще опасней то, что инструменты, используемые для нанесения татуировки или пирсинга, могут оказаться передатчиком очень серьезных заболеваний, например гепатита В и С, СПИДа. Некоторое время назад пресса сообщала о случае с итальянкой, которая чуть не погибла из-за обыкновенного пирсинга на ухе. У нее не было прививки от гепатита, и она впала в глубокую кому. Жизнь ей спасли только ценой пересадки печени.

За татуировками и пирсингом могут стоять драмы

О мотивах, которые могут подтолкнуть молодого человека к тому, чтобы прибегнуть к татуировкам или пирсингу, психолог Таисия Трика, профессор, директор Центра психопедагогической помощи уезда Бузэу, говорит следующее:

– В прежние годы те, кто делал себе татуировки, считались аутсайдерами, представителями некоей субкультуры. Сегодня индивидуалистическая гиперкультура вкупе с культурой потребления формируют у молодежи желание непрестанной персонализации, образ жизни в стиле «я особенный». К сожалению, в наши дни подавляющая часть воспитательных моделей – это модели нарциссистские, отдаляющие подростка от правильного физического, психического и социального развития.

Уникальным каждого человека делает не его внешность, а его внутренний мир. Мы неповторимы, потому что каждый из нас по-особому чувствует, мыслит и переживает. Очень наивно думать, что, «обезображивая», «изменяя» свое тело, мы сможем что-то кардинально изменить в себе самих. Если ты недоволен собой, недостаточно заниматься только лишь своей внешней телесной оболочкой. Реальное изменение происходит тогда, когда человек нацелен на повышение своей самооценки, на самосовершенствование, когда он стремится гармонично сочетать свои внутренние возможности с теми задачами, которые ему предстоит выполнить.

Ограничиться простыми объяснениями, что это, мол, «всего лишь мода», «эпатаж», конечно, можно, но мы не вправе так поступить. Мы должны объяснить скрытую причину подобных действий. Многие молодые люди не останавливаются на одной татуировке или пирсинге, так, может, это не просто причуда? Тут следует говорить о самовредящем поведении, об автоагрессии. За подобным поведением могут стоять драмы, оно может быть дисфункциональным ответом на то, что происходит в жизни ребенка или подростка.

В наше время дети и подростки слишком часто становятся свидетелями напряженных отношений между родителями, все чаще они оказываются предоставленными самим себе. Но наши дети, когда вырастут, будут вспоминать не о том, как мы обеспечивали их едой и деньгами, а о том, помогли ли мы им в их саморазвитии.

Татуировки портят кожу навсегда

Молодым людям, желающим прибегнуть к подобным способам «украшения», надо бы помнить не только о том, что это рискованные процедуры, да к тому же и весьма бьющие по карману (особенно татуировки), но и о том, что жизнь – не вечная молодость, а пожилые люди с татуировками выглядят смешно. Татуировки портят кожу навсегда. Если тебе надоест серьга в носу, ты всегда можешь ее вынуть, но случай с татуировками намного серьезней. Их сведение – операция и непростая, и недешевая, и не лишенная риска. Полностью удалить татуировку практически невозможно. Чем она крупнее, тем больше процедур по удалению требуется. После этих мучительных операций по сведению тату на коже все равно остается рисунок, но только жемчужно-белого цвета.

Сегодня мы в большей степени, чем когда бы то ни было, живем образами. Чтобы «быть чем-то», нужно, чтобы тебя увидели, заметили, нужно чем-то привлечь к себе внимание. Но быть самим собой – просто потому, что ты человеческое существо, – вполне достаточно. Татуировка или серьга в губе не сделают тебя более выдающимся или счастливым. Может, они и привлекут к тебе внимание, но зачастую совсем не то, какого ты желаешь.

Татуировки – признак тщеславия и отсутствия надежды на Бога

На эту тему высказался и священник Павел Негоицэ, клирик церкви апостола Андрея города Бузэу:

– Церковь не поощряет подобных действий, потому что человек создан Богом как личность, обладающая физической цельностью, которая не должна нарушаться ничем. Тату – это свидетельство таких грехов, как тщеславие, отсутствие самоуважения, отсутствие надежды на Бога; оно обнаруживает неуверенность в себе тех, кто стремится проявить себя с помощью подобных внешних приемов, а не своей душевной и физической красотой, данной Богом.

Подобное поведение может демонстрировать нежелание следовать общепринятым нормам. Но это легкомысленный подход. Ведь стремление выделиться с помощью таких внешних приемов вовсе не предполагает наличия у тебя более высокого, чем у других, интеллекта, большей душевной развитости, и потому не принесет тебе большего авторитета, уважения или почета. Оно станет экстравагантным и смешным отличием, которое заставит подозревать тебя в отсутствии вкуса и недостатке воспитания. Никаким способом выражения свободы это не является, потому что ты не свободнее других, если ведешь себя эксцентричнее.

Что же касается идолопоклоннического образца, которому ты подражаешь, то и тут абсурдно надеяться, будто благодаря этому ты получишь какое-нибудь преимущество. Ты отказываешься от собственной зримой идентичности, чтобы стать искаженной копией каких-то персонажей, которые сами пребывают в кризисе идентичности, подобно персонажам Ф.М. Достоевского. Церковь учит христиан тому, что надо быть красивым душой, и эта душевная красота отобразится и на теле.

Еужения Голуб, Ziarul Lumina
Перевела с румынского Зинаида Пейкова.

Pravoslavie.ru


Библия и татуировки

Люди часто задаются вопросом: что заповедал нам Бог в связи с татуировками? В Библии не очень много прямых упоминаний о татуировках. Это потому, что люди, наносившие на свои тела подобные вековечные надписи и изображения, не принадлежали к народу, получившему закон Моисеев. Это были люди языческих верований.

Итак, в книге Левит мы находим слова: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Приведенная цитата более чем очевидна. Бог говорит «нет» подобному обычаю. Но почему осуждается такое деяние? Чтобы понять эту заповедь, надо вникнуть в культуру того времени.

Большинство культур той эпохи были варварскими по своей природе, народ же Израиля образовал новую нацию. Закон, данный Богом Моисею, был фундаментом, на котором держалась эта нация. Народ Израиля был призван жить в совершенно иной системе ценностей, отличной от культуры насилия, разбоя и смерти, свойственной другим, соседним народам. Татуируя свои тела, иудеи ничем бы не отличались от язычников, совершавших ритуальные убийства, «священное» насилие, массовую резню и обожествлявших страсти, разрушительные для души человеческой. Это, возможно, является одной из причин, по которым Бог дает заповедь против татуировок.

В нашей культуре татуировки уже не несут того смысла, что во времена Моисея. В эре благодати тело является храмом Духа Святого, в нем пребывает Христос в силу Евхаристии. Если мы посмотрим на мотивы, по которым люди наносят себе татуировки, то увидим, что по большей части им хочется просто отличиться от других. Но нонконформизм, следование модным трендам, желание шокировать – всё это чуждо закону любви Христа, Распятого и Воскресшего из мертвых.

Некоторые полагают, что татуировки сделают их красивее. Это говорит об их желании улучшить то, что сделано было Богом (ср.: Пс. 138: 14). Или указывает на комплекс неполноценности и на то, что они не удовлетворены своим телом, а также свидетельствует о потребности в новой идентичности, поиске своего иного, более интересного «я», что характерно для переживающей кризис личности; не имея достоинств, которые можно было бы продемонстрировать, они пытаются таким образом поразить других (и в первоначальном значении этого слова тоже). Между тем новизна татуировки может вызвать удивление не более чем на секунду, чтобы потом утонуть в потоке банальностей, уже не раз виденных.

В мусульманском мире христиане накалывают себе крест на руку для того, чтобы в случае смерти быть похороненными по-христиански. Однако это говорит также и об их желании умереть за Христа и исповедовать Его до самой смерти, если они будут захвачены радикальными исламистами, для которых христианство – постоянная мишень. В этом случае татуировка может означать призвание к мученичеству, стремление к исповедничеству до самой смерти и несокрушимую любовь к Распятому.

Юная коптская девочка с татуировкой в виде креста на запястье. Фото: Б. Арманж / Associated Press

Таким образом, когда татуировки не свидетельствуют о вере, они являются неудачной подменой личности, культуры, эрудиции, чувства юмора, жизнерадостности, открытости, веры, творческой уникальности. Они служат только показателем отчаянных поисков собственного «я», все более кричащего, поисков в тех местах, где его не было и не будет никогда.

Священник Иоанн Валентин Истрати
Перевел с румынского Родион Шишков (Doxologia.ro)

Pravoslavie.ru


Можно ли православным делать татуировки?

С середины XX века в моду плотно вошли татуировки. Спрос на них не только не исчезает, но, наоборот, с каждым годом только растет, как и салоны, которые их делают. У Православной Церкви мнение на татуировки однозначное – их делать нельзя. Хотя… и у этого правила есть исключения. Давайте разберемся откуда взялись рисунки на теле и в каких случаях Церковь их разрешает.

Ветхий завет

В Ветхозаветной книге Левит написано: «не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Так же, косвенное упоминание о татуировках есть в Апокалипсисе Иоанна Богослова, где нас предостерегают не наносить на себя рисунки в виде знаков зверя.

В ветхозаветные времена язычники, жившие по варварским законам, наносили на себя татуировки. А данная Богом заповедь не делать наколки на теле призывает народ Израиля отличаться от язычников, т.к. богоизбранная нация должна жить совершенно другими ценностями.

Новый завет

После наступления Нового Завета, то есть после того как в мир был явлен Спаситель, появилось новое отношение к человеческому телу. Теперь оно рассматривается как Храм Святого Духа, в котором прибывает Христос. И Храм этот надо беречь и не осквернять. Ведь чаще всего до Рождества Христова татуировки использовались в оккультных целях: для вхождения в транс или в знак умерших.

К моменту распространения в мире христианства татуировки стали использовать в качестве клейма: ими отмечали женщин легкого поведения или преступников. Кстати, в тюрьмах до сих пор широко распространена целая «система» татуировок, по которой знающие люди могут «прочитать» всю историю преступлений и наказаний их владельца.

Татуировка как украшение

В качестве украшений татуировки начали делать только в XVIII веке, когда путешественник и исследователь Джеймс Кук увидел на туземцах, живущих на открытых им островах Таити, изображения, носившие исключительно декоративный характер. Но в Европе такая мода не прижилась. Даже более того: в XIX веке известный итальянский врач Чезаре Ламброзо писал, что люди, наносящие на себя татуировки, имеют психическое расстройство и склонны к преступлениям.

И лишь в середине XX века татуировки получают мировую популярность среди молодежи, образуются субкультуры, использующую наколки. По мнению Православной Церкви, любая татуировка – это не только осквернения своего тела, как Божия Сосуда, но это действо также наносит огромный духовный вред. Знаки, которыми человек себя украшает, несут определенную духовную нагрузку: руны, пентаграммы, Иня и Янь и многое другое – это те символы, которые используют оккультисты. И с помощью татуировки с такими символами, человек впускает в себя, в свою душу, те силы, которые татуировка олицетворяет.

Конечно, не все татуировки имеют мистический смысл. Но даже в этом случае их нанесение рассматривается Церковью как греховное украшение себя, желание улучшить то, что было сделано Богом. А значит поставить правильность Его творения под сомнение, что, конечно же, есть грех.

Татуировки в христианстве

Но есть особые татуировки, нанесение которых не возбраняется Православной Церковью. Речь идет о татуировках-крестах, которые наносят себе на руку христиане, живущие в мусульманской среде. У этих татуировок есть особый смысл: желание умереть за Христа и исповедовать его вплоть до самой смерти. Такую татуировку в виде креста внутри запястий делают христиане-копты. Для них такая татуировка – свидетельство того, что они не относятся к мусульманам. По этой татуировке христиане узнают друг друга.

Татуировка коптов

Так же небольшие кресты-татуировки распространены в Эфиопской Православной Церкви. Причем наносят их на лоб и преимущественно женщины в сельских районах.

Эфиопы христиане

Таким образом они показывают насколько крепка их вера в Христа.

Православная эфиопка

В нашей стране, где христианство имеет государственную поддержку и распространено среди большинства населения, нет необходимости особо, через татуировки, исповедовать Господа. По русской православной традиции верующий человек должен обязательно носить нательный крестик: золотой, серебряный или деревянный – каждый выбирает по своим вкусовым предпочтениям.

Sofija.ru

здоровый образ жизникрасотакультураПреображениеразное