Очарованная странница. Воспоминания Виже-Лебрен

Начиная с самых древних времён нашей истории, всегда наше Отечество посещали иностранцы. Довольно часто они, вернувшись домой, писали воспоминания о России. Пожалуй, одним из первых произведений такого рода были мемуары знаменитого арабского путешественника Ибн Фадлана. Он посещал пределы нашего Отечества в 921 году, сразу же оставил воспоминания, но они стали известны нашим исследователям спустя почти тысячу лет. Их обнаружили и перевели на русский язык только в 19 веке. Сегодня они доступны любому желающему.

Ахмед Ибн Фадлан — арабский путешественник и писатель.

В позднейшее время нашу страну посещали довольно часто европейцы: Контаррини, Барберини, Ченслор, Олеарий и многие другие. Их воспоминания традиционно «в лучших традициях» выдержаны в стиле русофобии, поэтому в качестве объективных исторических источников их вряд ли следует рассматривать.

Главным средоточием русофобских записок являются, конечно, воспоминания Кюстина — это мерзость, достойная современной западной антирусской риторики.

Но я сегодня не об этом. Есть и другие, совершенно противоположные примеры. Изредка западные путешественники писали о России и в положительном духе, иногда даже с чрезмерным восторгом. К числу таких мемуаристов относится знаменитая французская художница Мария-Луиза-Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842).

Иногда в музеях, в печатных изданиях можно встретить портреты, нарисованные этой художницей, причём довольно много портретов русских аристократов и даже правящих особ, и это не случайно.

Виже-Лебрен была знатной придворной художницей при дворе Людовика 16 и Марии-Антуанетты. Рисовала портреты французских королей, королев и аристократов. В те времена, когда не было фотографии, художники-портретисты имели особо важное значение.

В начале 1790-х гг. во Франции начались беспрецедентные по своей чудовищности революционные события. Король, королева и множество аристократии были казнены на гильотине. Те, кто мог бежали из этого ада, в том числе и наша героиня. С 1795 по 1801 гг. она жила в России, вращалась в высших кругах аристократии, была представлена ко двору, общалась с Екатериной Второй и писала, писала, писала портреты.

Такой образ жизни позволил Виже-Лебрен очень хорошо узнать российскую элиту того времени, быть свидетельницей многих событий, интриг, различных происшествий.

Отношение художницы к России романтически-восторженное, с восхищением. Она удивляется размаху русской души, щедрости, доброте. С удивлением пишет, что русский помещик может поехать в путешествие по стране и ему совсем не нужны деньги: все другие сотоварищи будут так рады его видеть у себя, что будут бесплатно кормить, поить и подолгу держать в гостях. Так он сможет проехать хоть всю страну — от одного помещика к другому. Она с радостью наблюдает за гулянием и плясками крестьян в народных костюмах, отмечая, что в России совсем нет пьянства.

Она была одной из последних, кто видел в живых Екатерину Великую. Та ей сказала: «Я уже изрядно стара, но все хотят видеть мой новый портрет, поэтому сегодня в восемь часов я дам Вам первый сеанс». Виже-Лебрен пришла к назначенному времени, а государыня не вышла. Подождали, подождали, кинулись искать и нашли её разбитую инсультом. Вскоре она умерла. Описывает художница и всё короткое и странное царствование Павла, перемену судеб окружения Екатерины и Павла, и много других интересных событий.

Потом она вернулась во Францию, жила там долго, и на склоне дней, когда ей было уже под 80 лет, надиктовала свои мемуары. Довольно быстро они стали известными и популярными. Объём их довольно большой, но в данном случае в издание включён большой фрагмент только о пребывании в России. Остальное, как я понимаю, на русский язык не переводилось вообще.

В качестве приложения также приводятся письма Виже-Лебрен к княгине куракиной, где она рассказывает о своей ранней биографии. Мемуары снабжены богатым и интересным комментарием, общий объём книги 300 с. Читается легко и интересно. Рекомендуется всем любителям отечественной истории.


Виже-Лебрен о Марии-Антуанетте

Дочитываю воспоминания Виже-Лебрен, точнее уже приложение к ним — письма художницы к княгине Куракиной, в которых она излагает свою раннюю биографию, до Французской революции.

Любопытно, что как Моцарт с первых лет жизни не мог не играть и играл с первых лет жизни, где только мог, так же и Виже-Лебрен — с первых лет жизни не могла не рисовать и рисовала везде, где только могла. Даже в строгом католическом монастыре, где её воспитывали лет шесть, она рисовала маленькие портреты на полях своих ученических тетрадок, за что иногда подвергалась наказаниям от строгого начальства.

Интересно, что с самых ранних лет у неё сформировался взгляд на окружающий мир именно художника. Про всех своих героев она рассказывает сначала в виде художественного портрета и только потом говорит о характере, привычках, фактах из жизни и так далее. Вот и о Марии-Антуанетте, которую она рисовала много раз, позже даже по памяти, — прежде всего художественный портрет.



Возможно, это один из самых оригинальных взглядов на Королёву-мученицу, о судьбе которой Виже-Лебрен не могла вспоминать без содрогания.

Вадим Грачев

историякультуралитератураобразование