«Село Степанчиково», «Остров сокровищ» и письма Белинского

Прочитал в два дня очередное произведение Достоевского — повесть «Село Степанчиково и его обитатели». Раньше это произведение мне было хорошо знакомо по аудио- и видеозаписям театральных спектаклей, по художественным фильмам.

Видел этот спектакль и «живьём», на гастролях любимого Малого театра. Поскольку увлекаюсь историей театра, то помню описания прежних постановок, скажем, во МХАТе, где Опискина играл Москвин, или в том же Малом, где генеральшу Крахоткину играла Турчанинова. Фотографии из этих спектаклей так и стоят перед глазами.

Иван Москвин — Фома Опискин, «Село Степанчиково» Ф. Достоевского. 1917 г.

Так что с содержанием и смыслом произведения я был хорошо знаком. Однако спектакль — это всего лишь 1,5-2 часа действия, в то время как само произведение Достоевского занимает 200 страниц текста. Читать, конечно, несравнимо интереснее. Погрузившись на два вечера в этот текст русского гения, я прочувствовал атмосферу произведения, вник в характеры героев, их намерения, мотивации поступков, лучше понял и сам сюжет. Теперь не только первые лица, но и все эти мизинчиковы, перепелицыны, обноскины, видоплясовы, бахчеевы, фалалеи и гаврилы стали ближе и понятнее.

Конечно, диву даёшься , когда во всей яркости понимаешь наглость и вампирство Опискина, маразм генеральши, безволие Ростанева, и самое главное, что понимаешь,: таких историй с вампиром-Тартюфом и отдающимся ему на растерзание людьми и сегодня сколь угодно можно встретить в нашей жизни, ничего не изменилось. Это, кстати, ранний Достоевский: книга вышла в 1859 г, когда автору не было ещё и 40, а задумана она была ещё на каторге. Здесь ещё нет «проклятых» вопросов, но уже много «надрыва» и тонкой психологии. Книга полезная. Читайте и перечитывайте классику!

Неизвестный Достоевский


И вновь «Остров сокровищ»

Примерно раз в году перечитываю это любимое произведение юности. В прошлом году читал в августе, а нынче — в начале мая.

Знаю это произведение близко к тексту, смотрел все основные фильмы, читал и по-английски в оригинале, изучил детально всех героев, даже третьестепенных, и тех, о которых раньше говорили «на сцене не появляется», то есть лишь упоминаемых косвенно, и все равно в этом произведении есть некая загадка. Неизъяснимая сила тянет перечитывать вновь и вновь, и даже заставляет фантазировать о том, что было «до» — ведь по воспоминаниям героев и по косвенным фактам можно было бы написать отдельный роман — предшественник, да ещё и снять интересный приключенческий фильм.

Испытываешь огромную радость, зная, что есть такие талантливые произведения, о которых думаешь всю жизнь.

«Остров сокровищ» Владимира Воробьёва


Письма Белинского

По вечерам читаю Достоевского и Диккенса, а совсем по вечерам — письма Белинского из полного академического собрания сочинений в 13-ти томах. Вот уж где «Неистовый Виссарион» предстаёт во всей красе! Про такого Белинского в школе не расскажут, да и мало кто узнает (тираж издания 19 тысяч, время — первая половина — середина 1950-х гг, и больше в таком полном виде не издавался).

Вот пример в самом начале: Виссариончик, юноша 18-ти лет, едва только приехал из провинциального Чембара, едва только зачислен в Московский университет, и уже задрал нос до неба. Привожу фрагмент из его письма к родителям. И таких «шедевров» будет ещё очень много, уже полистал вперёд. Бесовская гордыня и ненависть к людям, кстати, при огромном литературном таланте. Весьма любопытно почитать. Думаю, что ещё буду приводить и позже некоторые яркие цитатки. И вот на этого «бога» литературной критики до сих пор ориентированы все наши учебники.

Вадим Грачев

культуралитература