Полголовы вместо головы, или ещё раз о постмодернизме

В последние годы всё чаще и чаще даже в обыденной жизни приходится сталкиваться с постмодернизмом. Он всё больше становится духовной основой нашего (особенно Западного) секулярного мира. Но если задуматься глубже, постмодернизм начал зарождаться довольно давно.

Что такое постмодернизм? Легко понять на простом примере. Как-то, уже довольно много лет назад, один знакомый мне говорил, показывая на обложку какой-то новомодной книги в магазине: «Смотри, как здорово здесь сделано: нарисована голова человека, но не полностью, а только полголовы, с краю обложки, а другой половины головы нет. Как это здорово, стильно! Мне вообще всё такое модное и стильное нравится, например, когда надо изобразить человека, его изображают не спереди, а сзади, показывая нам только его спину, или фрагмент спины. А ещё лучше, если изобразят только ногу, или ещё круче — часть глаза!». Я как-то скептически относился к этому. Мне почему-то инстинктивно, подсознательно нравилось изображение цельного человека, а не его спина, нога, глаз, или полглаза. Я тогда не мог понять, почему, но мне нравилась цельность. Тогда я ещё не знал такого слова «постмодернизм». Это очень интересное явление. Постмодернизм отрицает всякую иерархичность, в том числе и иерархию ценностей. Как тут не вспомнить пресловутую фразу католиков: «Мы вас признаём. А вы нас признаёте?» Постмодернизм признаёт только плюрализм, многополярность. Это своеобразный калейдоскоп, где нет ничего постоянного. Только глаз задержался на какой-то интересной конфигурации, как она тут же ломается, а на её обломках создаётся что-то новое, которое тут же будет забыто в следующее мгновение.

Постмодернизм отрицает всякую традицию. Ведь если нет иерархии. нет связи времён, зачем тогда традиция? Всё равноценно. Добро и зло равноправны. Содомиты и «натуралы» равны в своих правах. Правда, очевидно, не за горами то время, когда в постмодернистской Европе права содомитов будут доминировать над всеми другими. Одним словом, это некий хаос, амёбообразная масса, где поистине «нет ничего святого». Об этом очень много можно говорить и написать большую, важную, аргументированную работу. Да такие работы уже и есть.

Можно заметить явления постмодернизма в самых разных сферах нашей жизни. Например, в музыке. Ведь есть же такие композиторы, которые считают, что главное в музыке не гармония, а сами звуки, которые несут в себе какие-то смыслы. И пишут такую «музыку», абракадабру. Или современная эстрада. Проанализируйте тексты, вслушайтесь в ритмы и вы увидите, что мы живём в эпоху постмодернизма.

Театр. Я думаю, что постмодернизм в театре начался очень давно, ещё со времён Мейерхольда, который так извращал классику, что от неё не оставалось и следа. Недаром даже прижился такой термин «мейерхольдовщина», когда говорят о чудовищных экспериментах с театральной формой. Правда, здоровый дух русского искусства удивительным образом перемолол всю мейерхольдовщину и сотворил чудо: все ведущие актёры-ученики Мейерхольда, прийдя после закрытия его театра в классические русские театры, особенно в Малый (например, Игорь Ильинский, Михаил Царёв, Эраст Гарин, Мария Бабанова), стали прекрасными классическими актёрами, хотя уже обезвреженные фрагменты мейерхольдовщины порой всё ещё давали рецидивы — достаточно вспомнить их роли в кино. Однако это уже не было опасным.

Также театр абсурда, с его безидейностью, бессмыслицей — чистой воды постмодерн.
Философия. Бесконечная игра формы без всякого содержания (Хайдеггер и пр.) — тоже постмодерн.

Литература. Почти то же самое. Масса современных авторов гонятся за бесконечно изменяемой формой при отсутствии всякого содержания.

Обессмысливание истории. Бесконечное передёргивание исторических фактов, субъективное желание встроить факты в свою индивидуальную, а не объективную историческую картину.

Повседневная жизнь. У огромного числа людей она также превратилась в бессмыслицу, перестала быть подчинённой высоким целям. Обволоклась бесконечными телесериалами, желанием посытнее поесть, потеплее устроиться. Вся эта амёбообразная жизнь бесконечно тиражируется в одноразовых фотографиях, никому не нужных, просматриваемых только один раз, когда забираешь их из печати и дальше лежащих мёртвым грузом. Всё это нудно, скучно до умопомрачения. Телевизор, бесконечный сумасшедший смех, реклама, гламур, эмо, готы, панки — всё это мыльный пузырь, ничего общего с реальной жизнью не имеющий. И как же страшно будет людям, обладающим бессмертной душой, живущим на земле с высокими целями, ничего общего не имеющими с теплохладным обволакивающим илюзорным безначально-бесконечным постмодернизмом, как же страшно будет им, когда лопнет этот мыльный пузырь и они лицом к лицу столкнутся с реальной жизнью. Вот это будет шок!

Как же бороться с этой постмодернистской теплохладностью, амёбообразностью? Для начала надо осознать, где она присутствует. Порой мы так привыкли к ней, что даже не замечаем. Вот даже это вечернее сидение за компьютером, бесконечная переписка с виртуальными людьми, половину из которых не знаешь и никогда не узнаешь, а часть из них, возможно, вообще не те, за кого себя выдают — уже это элемент постмодерна. А потом нужно бороться с постмодернизмом. Осознать, что жизнь царственна, иерархична, что история имеет линейное измерение, что несёт в себе глубокий духовный смысл. А жить нужно так, как будто от твоей жизни зависит жизнь всего мира. Вот тогда не будет времени на расслабуху:) Жизнь обретает глубокий смысл и важность. Тогда мостмодернистская теплохладность напрочь уйдёт из нашей жизни, а вместо постмодернистской полголовы, появится, наконец, цельная голова и будет человек жить с Царём в голове!

Вадим Грачев

 

культураобразование