Уже 17-й год я связан с высшим образованием. С 1993 по 1998 годы был студентом, затем с 1998 по 2002 — аспирантом. С 2001 года преподаю в вузе: читаю лекции и веду занятия, исполняю множество различных общественных должностей. Постоянно все эти годы наблюдаю за качеством нашего высшего образования. На основании всего этого могу сделать кое-какие выводы. За эти почти два десятка лет наше легендарное, славившееся на весь мир высшее образование постоянно деградировало.
Сначала оно деградировало за счёт того, что преподаватели по уровню зарплаты были поставлены ниже грузчика и дворника. Таким образом, вся перспективная молодёжь оставалась в вузе лишь для того, чтобы успешно защитить диссертацию и тут же убегала после защиты, ища высокооплачиваемую работу, что в общем-то логично. В результате, например, сегодня в моём вузе средний возраст преподавателя составляет лет 65-70. Старики в основном работают по старинке, по старым конспектам читают лекции, ничего не изменяя, не модернизируя. Получилась своеобразная консервация советского высшего образования лет на двадцать, что в современных условиях, наверное, даже было не самой большой бедой.
Затем могу отметить, что за все эти годы никоим образом не пополнялась материальная база учебного процесса. У меня на факультете для чтения лекций, проведения практических и лабораторных занятий необходимо постоянно приобретать новое оборудование, реактивы, наглядные материалы и так далее. За все эти 16 лет было приобретено только два новых микроскопа. Остальное пыльное, разваливающееся в руках оборудование так и осталось с советских времён. Каждый учебный год начинается с того, что мы подаём список-заявку что нам нужно и каждый год он благополучно оседает где-то на уровне бухгалтерии, погружаясь неизвестно куда.
Далее было введение коммерческого обучения. Это ещё один из этапов гибели высшего образования. Не знаю, возможно и есть где-то высококачественное платное образование, но в основном всё-таки это профанация. Однажды в течении семестра мне довелось читать курс Экологии в коммерческом вузе. Из 50 человек регулярно посещало лекции человек 10-15. На экзамен явились все 50, причём с претензиями, что раз они платят за обучение, то надо им хотя бы тройки поставить. На приёме экзамена мне платили не за число экзаменуемых, а за число поставленных положительных оценок. То есть, сам преподаватель материально заинтересован, чтобы поставить им хотя бы тройки. Примерно половину из них я кое-как проэкзаменовал, потом моё сотрудничество, к счастью, закончилось. Так и не знаю, что было с другой половиной — очевидно, им проставили всё «автоматом».
Ну а тенденции последних нескольких лет, и особенно последнего года, меня просто пугают. Весь смысл реформ высшего образования последних лет я вижу в том, чтобы заменить реальное образование по схеме преподаватель-знания-студент просто огромными кипами никому не нужных бумаг. В последний год мы просто тонем в бумагах, захлёбываемся в них. Не успеваем составить одни, как на нас сваливается гора других. Всё это завуалировано какими-то дикими, непонятными фразами: «менеджмент качества, контроль качества, тесты, рабочие программы, отчёты, планы». Получается по поговорке: с водой выплёскиваем и ребёнка. Всё больше часов выделяют студенту на самостоятельные занятия, которыми он конечно же заниматься не будет, и всё меньше аудиторных часов. Штаты по этому самому «менеджменту качества» раздуваются до неслыханных размеров, а штаты преподавателей каждый год стабильно сокращаются. Преподаватели вытесняются бюрократической машиной.
А самая последняя тенденция, о которой мы узнали буквально на прошлой неделе — постепенное введение дистанционного обучения. И тут же нам приказали написать конспекты лекций и предоставить их вместе с рабочими программами, что вызвало наш протест. Тогда сказали: «Ну вы хотя бы тезисы лекций напишите». Таким образом получается, что преподаватель в вузе не нужен вообще. Пришёл такой «потребитель образовательных услуг», «потребил» сколько ему нужно и ушёл. А, кстати, зачем утруждать себя хождением — можно и дома «потреблять», лёжа на диване. Зашёл на сайт, зарегистрировался, а через определённое время тебе выслали на электронный адрес диплом, который ты себе распечатал на принтере. Вот и всё «образование». Уже совершенно забыта та мысль, что в университеты, институты студент ходит не для того, чтобы «потреблять образовательные услуги», а общаться с выдающимися профессорами, с преподавателями, которые формируют из него не просто высококлассного специалиста, а личность. Ведь образование — это построение Образа Божия в человеке, а просвещение — это просвещение светом Христовым. А последние тенденции указывают на обратное. Так что мне кажется, что мы присутствуем на похоронах высшего образования!
Центнеры с гектара
Помню, как в моём деревенском детстве работали все совхозы, много скотины было у людей по домам. Все жили и дышали домашним хозяйством, и жизнью совхоза. Доярки, увидев на дороге оброненный трактором клок сена, несли его на ферму, своим коровам. Все дружно ходили на сенокос.
Совхозные работники беспокоились, как бы вовремя заготовить качественные сено и силос. Бывало засыпаешь ночью, и слышишь, как в полях работают трактора — в июльскую жару работали почти круглосуточно. Центральные газеты писали о кормозаготовках, а уж районные, так в каждом номере давали сводку — какой совхоз уже заготовил, какой отстаёт. И мы, будучи детьми, включались в эту жизнь, в эти переживания. Помню, как меня маленького, почти ничего не понимавшего, как-то особенно будоражило выражение «центнеры с гектара». Оно и сейчас у меня вызывает какое-то восторженное ощущение.
А вот наши студенты в большинстве даже не знают чем луга от полей отличаются. А сегодня я принимал экзамен у студента, он не мог мне объяснить различия между сеном и соломой…
Болонская декларация
Нашел в университетской газете за 2005 год начало всех наших бед — Болонскую декларацию. Начал читать, и понял… что ничего не понял. С первых строк увяз в каких-то «соплях», и чем дальше, тем хуже. Дочитав до конца просто тонешь в этом словесном болоте. Похоже на бред какого-то шизофреника. Почитайте и задумайтесь. А ведь это главный документ, который определил пути нашего образования в 21 веке. Немудрено, что и все наши документы, инструкции, положения, и т. д. написаны таким же стилем, как эта бредовая декларация.
Вадим Грачев
Печальное положение вещей…