«Запомнила. Как-то я не могла перейти дорогу. Стою напротив и не могу перейти: едут и едут. Зеленый горит, не зеленый, никто не обращает внимания. И я вдруг выхожу и говорю: «Стойте!» И машина остановилась, и я прошла».
Она была королевой и в жизни, и на сцене, и в кино…
Не так давно в одном из интервью Инна Чурикова рассказала, как появилась на свет. «Меня мама рожала долго, мучилась, соседки по палате всполошились: «Может, Лизка померла?» Когда мама по стеночке чуть живая зашла в палату, то сказала: «Я же вам сказала, что буду рожать королеву, я ее родила». Королеву, к слову, Инна Михайловна играла до последнего — Елизавету II в потрясающем спектакле «Аудиенция» в Театре Вахтангова.
Все ее роли в кино были настолько яркими и запоминающимися, что расхожее выражение «королева экрана» применительно к Чуриковой воспринималось не как штамп, а как нечто само собой разумеющееся и всеми принимаемое. Вспомним пять самых ярких ролей в жизни любимой актрисы.
Марфушка в «Морозко» (1964 г.)
Сегодня в это трудно поверить, но были времена, когда советские сказки становились мировым событием — как потом голливудские. Картина культового режиссера Александра Роу — была как раз мировым хитом. И молодая — еще и двадцати лет не исполнилось — Инна Чурикова получила первые фото в европейских журналах, признание и даже награды, например, медаль от посла Чехии, где «Морозко» стал главным новогодним фильмом.
При всем при этом персонаж Чуриковой отрицательный. Более того, сама актриса считала, что был перебор с гримом, отчего сама она себе на экране очень не нравилась, даже клялась, что никогда больше сниматься не будет — впрочем, такова реакция многих молодых актрис на свои первые роли.
Известно, что «Морозко» снимали на Севере страны, актерам пришлось немало померзнуть. Ходит также байка, что вместо яблок в корзине у Чуриковой лежали луковицы. По неопытности артистка не стала задавать лишних вопросов — и хрустела в кадре луком. Так воспитывался характер королевы.
Таня Теткина «В огне брода нет» (1967 г.)
Бывают картины эпохальные в жизни киноискусства, а бывают — в жизни их создателей. На съемках фильма «В огне брода нет» молодая актриса Инна Чурикова познакомилась со своим будущим мужем — режиссером Глебом Панфиловым. Это одна из самых известных историй любви нашего кино. «Без него дышать не могу», — говорила Инна Михайловна, и этим все сказано об их счастье.
Для Панфилова это был дебют в большом кино, поэтому не обошлось без лишних сомнений, тревог и опасений. В одном режиссер не сомневался — главную роль, невзрачную и неуклюжую санитарку, у которой неожиданно открывается талант художницы, должна сыграть Чурикова. Она и сыграла, да так, что ее партнеры — а это, на минуточку, Анатолий Солоницын, Михаил Глузский. Михаил Кононов — не то, чтобы остались в тени, но кто здесь звезда, поняли и коллеги, и зрители.
Кстати, в этот фильм Чурикову «сосватал» Ролан Быков, рассказавший режиссеру о «гениальной актрисе из Московского ТЮЗа». Супруги Быкова потом благодарили всю жизнь.
Паша Строганова и Жанна д’Арк из фильма «Начало» (1970 г.)
Еще один фильм Глеба Панфилова и еще одна главная роль Инны Чуриковой. Тема та же — неказистая провинциальная девочка, в которой вдруг просыпается недюжинный талант. В данном случае — талант актрисы. Играющую в самодеятельности ткачиху замечает столичный режиссер и приглашает на главную роль в большом кино.
Да, здесь множество перекличек с личной историей Панфилова и Чуриковой. Но об этом, когда создавалось «Начало», никто не думал, задача была не подбросить сплетен желтой прессе, а снять фильм «о мощи человеческой веры». И снова успех. Позабытое сегодня «Начало» стало заметным явлением в нашем искусстве в 70-х годах, и вот удивительно — и критики, и члены жюри международных фестивалей в один голос говорили Панфилову: ты, конечно, молодец, но все, что ты сделал — это благодаря Инне. Он и не спорил, потому что знал, что его Инна, действительно, гениальная актриса.
Кстати, семь лет назад в Коренево (это Люберецкий район) был установлен памятник Паше Строгановой из фильма «Начало». Скульптура представляет собой героиню Чуриковой с «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля, а на стоящем рядом стуле примостился котенок. «С Люберецким районом меня связывает многое, — говорила актриса журналистам в тот год, — здесь в НИИ работала моя мама, здесь я пошла в детский сад, и здесь к нам прибился котенок по имени Счастье, который теперь также отображен в бронзе». И еще по поводу открытия памятника своей героине: «Это как-то необычно для меня. Да, необычно. Но не более».
Баронесса из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» (1979 г.)
Кто не смотрел этот фильм и кто не запомнил в нем Чурикову? Циничную баронессу, которая мечтает лишь об одном — чтобы мужа скорее признали невменяемым, и тогда она получит его имущество. Сам же барон пытается выбить у дуры-жены развод. Такой простой сюжет, но как исполнено!
У Марка Захарова снимались только великие актеры. Чурикова была здесь в своей компании — Янковский, Абдулов, Кваша. Все для Инны Михайловны родные, потому что многие из них служили с ней в одном театре — в Ленкоме. Этим ансамблем фильм, прежде всего, и ценен. И как же переживала Инна Михайловна уход своих партнеров и товарищей. Думала ли она о смерти сама? В ее глубоких интервью есть размышления и об этом.
«Понимаю, что это неизбежно. Хотя говорят, что в Америке ученые уже открыли какие-то таблетки долголетия, еще что-то, потому что по Библии люди жили 130 лет. Я хочу жить».
Ася Клячина из «Курочки Рябы» (1994 г.)
Фильм снимался в начале 90-х годов, к этому времени и режиссер Андрей Кончаловский и актриса Инна Чурикова все всем давно доказали, поэтому могли позволить себе просто творить, просто наслаждаться любимой работой. Возможно поэтому — их работой теперь наслаждаются миллионы зрителей, а не отворачиваются от экрана с гримасой, изображающей сожаление.
«Курочка Ряба» — это фантасмагория, лубок, но насколько точный! Ася — деревенская чудачка, у которой курица снесла золотое яичко, и тут-то началось… А на самом деле закончилось, потому что вылезли все страсти тех, с кем пытались да не смогли построить коммунизм. Хотели как лучше, а получилось…
«Ко мне сразу пришло чувство этой женщины, Аси Клячиной, — вспоминала актриса, — потому что был рядом настоящий режиссер… Еще очень помогли люди той деревни, где мы жили, когда снимали картину. Люди чудные». Об этой киноэкспедиции в Горьковскую тогда область Инна Михайловна вспоминала часто — так ее тронули деревенские жители. У них же, кстати, актриса подслушала, как правильно ругаться, для работы пригодилось. Сама же Чурикова в жизни не ругалась, даже в самых трудных ситуациях. Она умела решать проблемы по-королевски…
Подготовил Максим Васюнов, «Российская газета» (rg.ru)