Крупнейшая советская актриса, Народная артистка СССР, Ольга Николаевна Андровская, как мне кажется, совершенно недооценена, если не сказать, совсем забыта. Это актриса не очень большого послужного списка. В театре играла не так много, в кино – всего четыре фильма, да две записи спектаклей. Про неё почти ничего не написано. В советские годы вышла одна тоненькая книжечка, да совсем недавно вышла ещё одна книга, потолще, где собраны её письма, дневники, воспоминания. Вот и всё. Но что же так привлекает к ней? Она светит нам из прошлого, словно необыкновенно яркая звезда. Те немногочисленные роли Андровской, что зафиксированы на видео- и аудионосителях, хочется пересматривать и переслушивать постоянно. Эта талантливейшая актриса-кружевница, словно плела тончайшую ткань ролей из своего сердца! Насколько яркие, обаятельные, органичные её роли!
Запомнилась её Варенька из старого фильма «Человек в футляре». Она вроде бы только смеялась и пела. Но как смеялась, и как пела! Какой сочной, колоритной была ей героиня, какой контраст она составляла сухому, чёрствому Беликову! Пела и смеялась она, кажется во всех своих ролях, начиная от Сюзанны в «Женитьбе Фигаро» до пани Конти в «Соло для часов с боем». Вообще кто-то говорил, что так смеяться на сцене, как смеялась Андровская – весело, заразительно, естественно – никто уже не мог! Во всём её облике была какая-то французская лёгкость и русская глубина. Ведь не случайно её мать была француженкой. С детских лет она была вхожа в мир театра. В школе она училась вместе с дочерью Евдокии Дмитриевны Турчаниновой, Маргаритой, и, соответственно, много общалась с человеком такого огромного масштаба как Турчанинова. Не знаю как, но каким-то образом она была знакома и с Гликерией Федотовой, когда та уже давно оставила сцену. Именно эта великая актриса посоветовала Андровской идти в актрисы.
Но не только лёгкость и веселье были в героинях Андровской. Вспоминается, например, Мария Дмитриевна Калитина из любимого мною спектакля «Дворянское гнездо». Здесь ей уже удалось показать русскую помещицу во всей глубине. Хотя обаяние Андровской и здесь очень ярко проглядывает.
Замечательна её леди Тизл из «Школы злословия» Шеридана, которую мы тоже можем увидеть, благодаря киноплёнке. Этот английский водевиль замечательные актёры МХАТ во главе с Андровской и Яншиным наполнили глубиной и психологическим содержанием, превратив его в шедевр.
Последнюю свою роль – пани Конти она играла, будучи уже смертельно больной. Запись для телевидения сделана в 1974 году, за год до смерти актрисы. Рассказывают, что на спектакль она приезжала из больницы, в плохом состоянии. Но как только начинался спектакль, актриса преображалась: откуда-то появлялось вдохновение, брались силы, пани Конти танцевала свой знаменитый Чардаш. А потом обессилевшую актрису снова увозили после спектакля на скорой в больницу. Этот спектакль вошёл в золотой фонд театральной классики. У нас также есть возможность его увидеть в интернете.
Театральный мир никогда не забудет Андровской. Те немногочисленные шедевры, которые после неё остались для нас, каждый раз привлекают и волнуют. Даже те, кто не знал ничего об актрисе, посмотрев эти произведения, смогут её высоко оценить. Соприкосновение с её искусством всегда радует и наполняет душу теплом!
Пение Андровской
Пение Андровской: ничего более великого не знаю в искусстве! Об этом можно написать целую диссертацию, и то будет мало. К счастью, можно всегда наслаждаться этими записями! Например, вот этой: Ольга Андровская и Михаил Жаров — «Баламут» из к/ф «Человек в футляре» (1939 год).
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская