О великих личностях

Как то услышал такую парадоксальную фразу: «В университетах обучаются не для того, чтобы получить знания, а для того, чтобы пообщаться с великими личностями». Если задуматься, то, по существу так и выходит. Знания получить при желании можно и дома, самостоятельно. А вот великая личность накладывает неизгладимый отпечаток на человека, помогает сформировать мировоззрение, образ мышления. Великие личности — это те гиганты мысли и духа, к которым мы прилепляемся, чтобы чему-то у них поучиться.

Еще святитель Николай Сербский (Велимирович), сам будучи гигантом мысли и духа, сказал: «Никто не велик, если не держится кого-то величайшего».

В нашей жизни много таких великих личностей. Рано, или поздно, в разные периоды своей жизни мы прилепляемся к различным великим личностям, которые помогают нам самим становиться, пусть хоть и не великими, но самостоятельными личностями.

Для меня сегодня великими нашими современниками являются Наталья Алексеевна Нарочницкая и Владимир Леонидович Махнач. Стараюсь не пропустить ни одного их выступления, публикации, насколько это возможно. Они научили меня самостоятельно мыслить и иметь независимые суждения, подкрепленные множеством фактов. Это дает огромное чувство свободы и духовную радость!

Не перестаю восхищаться великими личностями. Радуюсь и удивляюсь тому, как богат наш мир ими. Грущу от того, что во многом это уже люди покинувшие наш мир. Но, наверное, в этом нет ничего удивительного, ведь человек чаще всего становится наиболее интересен, наиболее известен и популярен в расцвете сил, во второй половине жизни, в конце её, а часто — после смерти. Огромная радость — знать, что великие личности живут среди нас. Ещё большая, несравненно большая радость — общаться с ними лично. Но даже после смерти такие столпы духа оказывают огромное влияние на потомков — своей жизнью, поступками, идеями, книгами. Они как бы продолжают жить в своих последователях.

Вот сегодня посмотрел документальный фильм о последних годах жизни великого советского историка Бориса Александровича Рыбакова. Один из корифеев исторической науки в России, проживший огромную жизнь — 93 года. Очень сильная личность, порой даже авторитарная. Занимал ряд высоких постов в науке, достиг наивысшего положения в ней. Автор множества исторических книг о славянах, его даже называют «патриарх славяноведения». Но даже это, наверное, не самое главное в нём. Главное — это величие личности. Все его титулы, степени и книги — это лишь производная от его великой души.

Историк Б.А. Рыбаков

Он был человеком титанического труда, требовательности к себе, человеком жёсткой дисциплины. Всё это, плюс его талант историка и дало такую мощную личность. Даже через этот фильм, не совсем полноценный, видны очертания этой «глыбы». Мне думается, что даже на внешности человека откладывается некий «портрет» его души. Хорошо бы было увидеть более объёмный фильм, или прочитать биографическую книгу о Борисе Александровиче Рыбакове. Это одна из тех личностей, которые вдохновляют нас, сподвигают к достижениям и в нашей жизни. Думаю, что у каждого из нас есть такие «столпы», на кого мы опираемся.

Вадим Грачев

 

историякультуранаукаобразование
Комментарии ( 4 )
Добавить комментарий
  • Ольга

    Это точно, великие люди и великие поступки вдохновляют на добрые подвиги. Только не всем дано быть великими. А вот как стать великим? Обычно говорят, что для этого нужно хорошо учиться. Но вот нашла в Интернете любопытную информацию. Оказывается, многие гении плохо учились в школе и даже в университете. Исследователи творчества гениев утверждают, что они, как правило, были плохими учениками и студентами. Возможно, кое-кто из них хорошо учился, но часто обнаруживается, что кругом одни двоечники.

    1. Отец Вольтера говорил о нем и его брате: «Я вырастил двух дураков. Один дурак в прозе, а другой — в стихах».

    2. Исаак Ньютон учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его в знаниях, и уже через несколько месяцев стал первым в классе.

    3. Отто фон Бисмарк — канцлер Германский империи, скверно учился и еще хуже работал: устраивался на службу только по протекции, и его либо отовсюду выгоняли, либо он уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.

    4. Наполеон учился плохо по всем предметам, кроме математики.

    5. Людвиг ван Бетховен писал с ошибками, а деление и умножение так и не осилил, так же, как и АлександрДюма-отец.

    6. Альберт Эйнштейн — создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии, учился очень средне. Его родители признавались знакомым, что не питают никаких иллюзий на его счет, и надеются только, что он сможет устроиться хотя бы на простую работу.

    7. Владимир Маяковский учился настолько плохо, что даже не дочитал до конца «Анну Каренину».

    8. Пушкин очень слабо успевал в Лицее и плакал на уроках арифметики. После аттестации, на вручении дипломов он оказался вторым с конца.

    9. Сергей Королев, под руководством которого были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники и космические корабли «Восток» и «Восход», был круглым троечником.

    10. Чехов два раза оставался в гимназии на второй год…

    И это далеко не полный список. Интересно, как же им тогда удалось добиться таких успехов в своих профессиях?

  • Грачев В.С.

    Конечно, я думаю, что одаренность и успеваемость по предметам — это разные вещи. Ведь школьный, или вузовский курс предмета — это какие-то рамки, в которых гению всегда тесно. К тому же хорошо учиться и быть великой личностью — это совершенно разные вещи. Многие святые вообще грамоты не разумели)

    • Анна

      Полностью согласна. Гениальность — это особенный дар от Бога, не связанный с образованностью. Думаете, в эпоху Микеланджело не было более образованных людей, чем он? Были, конечно. Но они не могли создавать такие шедевры. У каждого гения собственный путь развития, зачастую не умещающийся в рамки школьных или университетских систем, что и доказывает это исследование.

  • Рома

    Да, кстати, в спорте также. Некоторые люди, как, например, Брюс Ли рождаются с такими физическими особенностями, которые невозможно натренировать. Его феноменальная скорость так и осталась недоступна другим бойцам, как они не старались. А его знаменитый удар без замаха, которым он с легкостью разбивал толстую доску, никто не может повторить уже 50 лет.
    Поэтому, гениями рождаются, а не становятся. Можно, конечно, с помощью усиленного труда преуспеть в чем-то, но если нет особого дара — великих достижений всё равно не будет.