О нашем самоуничижении

Читаю сейчас книгу добротного советского историка Любомира Григорьевича Бескровного «Русская армия и флот в 19 веке», которая наводит на многие интересные мысли. Помню в младших классах школы у нас был такой «читательский дневник», куда мы заносили мысли из прочтенных книг. И вот захотелось мне возродить этот жанр и писать иногда такие заметки по поводу прочтенных книг.

Интересные мысли можно найти у Бескровного. В частности, выяснилось, что в армию в нашем многонациональном государстве вплоть до конца 18-го века набирали исключительно великороссов. С конца 18-го века было решено также набирать рекрутов из украинских и белорусских губерний. Все же иноверцы и инородцы совсем не несли воинской повинности. Какие-нибудь «угнетенные проклятым царским режимом» поляки, финны, кавказские и закавказские, азиатские народы жили себе припеваючи и в армии совсем не служили. Когда уже в середине 19-го века задумались, что это как-то несправедливо, было решено привлекать к службе кроме русских и другие народы, то дабы их не обидеть, набирали их в очень небольших количествах. Расчет шел обычно на 1000 человек населения. Если, к примеру, с тысячи великороссов набирали 4-6 рекрутов, то с инородцев и иноверцев — 1-2. К хорошему, как известно, быстро привыкаешь, поэтому некоторые из них возмущались: как это проклятый режим посмел их призывать в армию! Некоторые даже от несправедливости бежали за границу. Вот так русский мужичок сажал себе на шею всех, кого только не лень, и, видимо, с мыслями о Третьем Риме тащил эту ношу на себе, пока не падал в оглоблях.

Другой пример. Стою как-то я в небольшом финском городке Коувола на автовокзале, откуда уходят автобусы в Европу, Прибалтику, в ряд других стран и в Россию, в частности, в Питер. Этого автобуса я и ждал. Так вот, платформ на вокзале насчитывалось штук 5-6, все они были крытыми от дождя, все с электронными табло, на которых появлялись надписи — куда поедет следующий автобус. Но где же моя платформа, с автобусом на Санкт-Петербург? Время уже подходило. И тут я вижу: в самом конце, где уже кончились платформы, где нет крыши, нет электронного табло, стоит железная палка, на ней картонная табличка, на которой чуть ли не фломастером написано «Pietari», что в переводе и означает нашу Северную Столицу, один из крупнейших европейских городов с населением пять миллионов. Вот так. Сначала мы отправим автобусы в самую последнюю финскую деревню с удобных платформ, а уж потом, с самого краю этот ваш несчастный «Pietari». И я тут вспомнил: у нас в Питере на автовокзале куда уходят автобусы с самых «почетных» платформ № 1,2,3? Угадали! Конечно же в Европу! Что там ваши затрапезные Курск, Минск, Москва, Смоленск, и уж тем более Лодейное Поле и Тихвин — их место там, с самого краешку. А с самых почетных платформ у нас отправляются автобусы в настоящие города — Хельсинки, Куопио, Таллинн, Ригу! Это же Европа! Как тут не вспомнить вечного Достоевского: «Вся эта Европа фантазия. И мы в Европе — фантазия!» Да вот только кто прислушается к пророку в своем отечестве?

Как-то в самый разгар советского времени бдительные коммунисты подумали: «У нас есть коммунистические партии Украины, Белоруссии, Казахстана, Туркмении, Молдавии, одним словом — у всех 14-ти республик. А как же это вышло, что у русского народа, в РСФСР нет своей коммунистической партии?» Попытались они заикнуться об этом. Что с ними сделали? Правильно: кого расстреляли, кого посадили. Чтоб неповадно было.

Когда в благословенные времена при батюшке царе славянофилы пытались открыть рот, что необходимо бы подружиться с братьями-славянами, помочь им пробудить национальное самосознание, подумать о нашем славянском единстве, как батюшка царь с правительством на это отреагировали? Расстрелять, конечно, не додумались, но рты заткнули, кого-то, кажется, даже посадили за крамольные мысли.

Таких примеров можно привести много. Когда же мы научимся ценить себя, думать о себе, помогать прежде всего своим, а уж потом спасать мир? Ведь тысячи спасутся вокруг, если сами себя спасем!

Вадим Грачев

 

Россия, Россия, повернись к Западу задом, к Востоку передом

историяобразование