О музыке Рахманинова

Самым великим композитором 20-го века для меня является Сергей Васильевич Рахманинов. Мне кажется, что великим в искусстве становится тот человек, который отображает свое время, который попадает в некую «струю», когда он способен удовлетворить интеллектуальным и духовным запросам своего времени, своего поколения.

В 19 веке, в золотую эпоху русской музыки, такими композиторами были Глинка, Чайковский и Мусоргский. Особняком стоит еще один богатырь русской музыки — Николай Андреевич Римский-Корсаков. Его музыка, его оперы вообще стоят вне времени. Они — в вечности. Когда я слушаю отдельные музыкальные фрагменты «Града Китежа», мне кажется, что Римский-Корсаков подхватывает нас из временного существования и погружает в трансцендентное, вечное бытие.

А вот в 20 веке больше всего запросам времени отвечал Рахманинов. В его музыкальном творчестве отобразился перелом эпох. С одной стороны, он — наследник мелодизма и гармонии в музыке, красоты и умиротворенности 19-го века, но, с другой стороны, в его музыке уже чувствуется дыхание нового времени — того, чего не было у Чайковского и Глинки. Постепенно, а порой довольно резко в спокойные, размеренные, гармоничные ритмы врывается надрыв, резкость, какая-то даже неприятность, вызывающая внутреннюю дисгармонию. Затем эти разорванные ритмы вновь сглаживаются красотой и покоем. В этой музыке отобразился весь 20-й век с его взлетами и страшными катастрофами.

Рахманинов плоть от плоти русский композитор, впитавший в себя дух древней новгородской земли и творчески преобразивший его в своей музыке. Евгений Федорович Светланов говорил, что готов хоть среди ночи проснуться и исполнять рахманиновские «Колокола», или «Симфонические танцы» — так он был влюблен в его музыку. А как замечательно он обработал курские песни, записанные Н. В. Плевицкой, не испортив их, а как бы обработав природную драгоценность, придав ей огранку для вящего блеска.

Рахманинов был, кроме того, блистательным дирижером, виртуозным пианистом. Знаменитая «дочь Малого театра» Александра Александровна Яблочкина за свою почти столетнюю жизнь, как она признавалась, слышала только трех великих пианистов — Ференца Листа, Рихтера и Рахманинова.

Не приняв революцию 1917 года, Рахманинов уехал в эмиграцию, умер в Америке, в 1943 году. Когда началась Великая Отечественная война, он, будучи уже почти 70-летним стариком, лихорадочно давал концерты по всему миру, отправляя деньги в фонд обороны СССР. Этим он доказывал свою любовь не к государству, которое он не принял, а к Отечеству, в котором он мысленно и духовно продолжал пребывать. Благодаря этому, в СССР стали исполнять многие запрещенные прежде его произведения. Даже за границей он оставался глубоко русским, национально мыслящим человеком.

Вот такой яркой, многогранной личностью был мой любимый композитор Сергей Васильевич Рахманинов! Его личность, творчество и музыкальное наследие заслуживают самого пристального внимания и любви соотечественников!

Вадим Грачев

 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Сергей Рахманинов и Надежда Плевицкая — редкая запись гениальных людей

 

культурамузыкатворчество