Нью-Йоркское метро

Нью-Йорк, как признанный символ американского урбанизма, выделяется развитой сетью общественного транспорта, что абсолютно не характерно для Соединенных Штатов. Он обслуживает треть всех пассажиров страны, что лишний раз говорит о неразвитости внутригородского транспорта в большинстве других американских городов.

Пожалуй, о нью-йоркском метро наслышаны все. И это неудивительно. Потому что в огромном городе метрополитен — основа транспортной инфраструктуры. Сотни тысяч человек приезжают сюда ежедневно на свои рабочие места из ближних и дальних пригородов.

Метро здесь называют «сабвэй» (Subway). Sub — разговорное сокращение, близкое по смыслу к русскому предлогу «под»: подземный переход, подземная железная дорога. Но если в Нью-Йорке подземка это именно «Subway», то в Вашингтоне это просто «Metro». И нет смысла искать привычную большую «М» при входе – вместо таких букв есть обыкновенный указатель с названием станции. Нью-йоркская подземка старая — она вступила в строй в 1904 г.

Аббревиатура «МТА» на едином проездном «Метрокард» означает главное транспортное управление города, в ведении которого находится метрополитен и автобус. Троллейбусов и трамваев в Нью-Йорке нет, они сохранились только в музеях и на старых фотографиях.

Статистика сообщает, нью-йоркское метро по количеству линий, станций и протяженности подземных трасс не знает себе равных в мире. А вот по численности перевозимых пассажиров оно далеко не лидер (к примеру, московское, да и токийское метро тоже, перевозят почти в три раза больше людей).

Приходилось читать, что в нью-йоркском метро нет эскалаторов, потому что из-за скальных грунтов залегает оно неглубоко. Это не совсем так. Хотя я и не специалист по гранитам и гнейсам, но то, что в сабвее есть эскалаторы, – совершенно точно. Есть станции, где пассажиры спускаются и поднимаются по обычным лестницам, но их меньшинство. За пределами городского центра метро выходит на поверхность, причем рельсы проложены по эстакадам.

Внутренний вид американских станций метро много проще наших. Не надейтесь увидеть торжественные яшмовые залы, хрустальные люстры, скульптурные композиции, барельефы и колонны с лепными капителями, как в метро Москвы и Питера. Вообще, если московский метрополитен можно сравнить с музейными залами Эрмитажа, то нью-йоркское метро напоминает наши вымытые общественные туалеты (по цвету и кафелю). Скорее даже, это большие подземные переходы с высокими никелированными решетками турникетов (не перепрыгнуть!), узкими платформами (шириной всего метра три) и названиями станций, выложенными кусочками мозаики на стенах, например, «53d Street». На старых станциях нет даже таких бесхитростных украшений и названия написаны на тонких чугунных столбах-опорах.

Станций на сегодняшний день 469, и они напрочь лишены любых художественных изысков. Такая явная простота неприятно удивляет российских туристов, но я не стала бы осуждать сей факт. Потому что хорошо понимаю, когда в России строилось красивейшее в мире метро, то одновременно разрушались уникальнейшие храмы моей родины, попирались святыни и уничтожалось национальное достояние моего народа. Так что невыразительность нью-йоркской подземки — еще не повод клеймить «дядю Сэма». Оно выполняет свою функциональную нагрузку, и этого достаточно.

Но вернемся в сабвэй. Разобраться в густой паутине линий нью-йоркского метро не так просто. Многие из них работают круглосуточно. Как ни странно, некоторые поезда ходят как экспрессы и останавливаются отнюдь не на всех станциях, а также могут обгонять друг друга как автобусы.

Линии обозначаются буквами или цифрами. При подходе состава нужно внимательно смотреть на кабину машиниста. Там, в круге, указано буквенное или числовое обозначение линии, например, D, Q или 4.

Многие линии протягиваются из одного конца города в другой. При этом состав пассажиров ощутимо меняется. Бросаются в глаза различия людей по цвету кожи, сразу вспоминаешь, что Нью-Йорк — это город контрастов. Когда метро пересекает западный Гарлем или внутреннюю часть Бруклина, заселенные афроамериканцами, невольно замечаешь, что практически все пассажиры — чернокожие, а когда проезжаешь восточный (латиноамериканский) Гарлем, то в вагоне ни одного белого или черного — только латиносы.

Обычно на станциях за решеткой, т.е на территории метрополитена, стоит огромный магнитофон (точно как в кино), вокруг толпа, а внутри африканские или латиноамериканские мальчики выделывают брейки, все это сопровождается выкриками вроде: «Ё, комон, Ё». Ближе к центру брейкеры чередуются с оркестрантами, дающими в подземке настоящие скрипичные концерты, и прочей артистической публикой. В этом смысле нью-йоркское метро мало чем отличается от московского.

Цена за проезд в метро и автобусе, по нашим представлениям, немалая – почти $2 (пенсионеры платят 75 центов). По американским меркам это весьма скромная сумма. Для разовых поездок существует карточка «Regular card» (с магнитной лентой), стоимость которой зависит от числа поездок: $2, $4, $6, $8 и т.д. Единая транспортная карточка «Unlimited card» рассчитана на неограниченное число поездок в метро и автобусе. Катайся хоть сто раз на дню! И тот, кто ездит часто, в целях экономии покупают единые проездные на один день, неделю или месяц (цена соответственно $6, $24 и $80). Карточки можно купить у кассира в будке за пуленепробиваемым стеклом или в автоматах.

Автоматы, похоже, находятся здесь не один десяток лет и принимают банкноты любого достоинства. Они удобны для иностранцев, так как имеют кнопку выбора языка: 1 – английский, 2 — испанский, 3 — …русский. Представьте себе, не итальянский или китайский, а наш, русский!

Разовые абонементы можно купить тоже в автоматах, которые рассчитаны на штатовскую мелочь — центы. Плохо, если работают только эти автоматы, а мелочи у вас нет и кассира на месте тоже нет. Тогда делать нечего — нужно бежать на ближайшую станцию, где принимали бы купюры.

Существует свой «подвальный бизнес». Безработные завсегдатаи подземки делают так — покупают карточку «Unlimited» с неограниченным числом поездок и проводят по ней в метро любого, кто согласится заплатить $2. Это возможно, потому что, как и в России, при выходе карточки не проверяют. Хотя и тут существует лимит — в течение 18 минут после входа карточка не работает и «бизнесмену» нужно их выждать, чтобы завести следующего желающего. Мне говорили, что в Вашингтоне так не проедешь.

Как и везде, в нью-йоркском метро существуют свои правила, которые необходимо соблюдать. В противном случае выйдет себе дороже. Суть всех запретов и ограничений замешана на кодексе безопасности и прагматичности (куда же тут без нее!).

Одно из самых простых правил сабвэя таково – при входе ты оплачиваешь лишь свой собственный проезд. А значит, категорически запрещено занимать два места, например, класть ноги или ставить сумку на сиденье рядом с собой, даже если это место никем не занято и вагон вообще пустой. Это место не оплачено, а значит, оно не твое.

На всем пути следования по вагонам регулярно проходит дежурный патруль, который следит за порядком. Конечно, если Вы очаровательная блондинка, а в патруле есть молодые бравые полицейские, то на такие нарушения, скорее всего, посмотрят «сквозь пальцы» — с вежливой улыбкой попросят взять сумочку на колени и порекомендуют в дальнейшем придерживаться правил. Ну а «простым смертным» придется предъявлять документы и платить штраф!

Если вам понадобится узнать, как добраться до какой-нибудь улицы или района города, то смело обращайтесь к дежурному или к пассажирам. Они с готовностью помогут. Как-то с подобным вопросом я обратилась к молодой чернокожей женщине, сидевшей напротив меня. В результате на всю поездку попала под горячую африканскую опеку. И она, и ее чернокожая мама минут десять активно курсировали между мной и схемой метро на стене вагона, еще минут десять объясняли, где лучше выйти, а потом, видя, что я иностранка, зорко следили, чтобы не проехала свою станцию.

Правда, для того, чтобы общаться с людьми, желательно хотя бы немного знать общеупотребительные американские выражения — не ждите, что вам будут говорить по слогам или подстраиваться под «ужасный» российский говор. А посему — держите «уши открытыми» («ушки на макушке», говоря по-русски)!

При движении поезда информацию о подходе к следующей станции сообщает дежурный, который едет в середине состава. Поэтому пассажирам рекомендуют в ночное время садиться в средние вагоны, там безопаснее. Впрочем, ныне разбойные нападения в метро на одинокого пассажира в пустом вагоне — редкость, но лет 15-20 назад ехать в слишком позднее и слишком раннее время было рискованно. Кстати, после событий 11 сентября в метро установили израильскую спецтехнику для нейтрализации взрывных устройств.

Могу точно сказать, что в американском метро активно читают. Читают большей частью журналы, ежедневные газеты и то, что у них называется «документальная проза». Это исторические очерки, биографии и автобиографии: все об Америке и американцах. Если неожиданно в руках пассажира метро вы увидели книги Булгакова или Пелевина, детективы Марининой или Донцовой, то это не американское метро, и вам пора бы проснуться, иначе проедете свою станцию.

Вагоны метро мало чем отличаются от российских. Главное достоинство — наличие кондиционера, который буквально спасает пассажиров от изнурительной летней духоты. В холодное время года предусмотрен подогрев сидений. Но и тут бывают сбои — то зимой включат охлаждающую систему кондиционера, и так с неделю гоняют поезда, то летом станут подогревать сиденья…

Так как фрамуг в окнах и вентиляционных люков нет, то шум внутри вагона не столь оглушительный, как в наших. Сами вагоны несколько шире и вместительнее. Сиденья неглубокие, пластмассовые или металлические. Можно пройти из вагона в вагон во время движения поезда. Достаточно открыть дверь в торце вагона и перешагнуть площадку, боковые барьеры защищают от падения.

Отдельная линия метро, а точнее, городская железная дорога с электричками Airtrain, имеется на Лонг-Айленде, в одном из малолюдных районов Нью-Йорка. Я достаточно часто бываю там и поэтому пользуюсь Airtrain. Всегда приятно войти в суперсовременный скоростной двухэтажный серебристый вагон и пообщаться с удивительно вежливым кондуктором, продающим билеты.

Помимо собственно нью-йоркского сабвэя здесь есть еще и небольшая сеть метро, которая дважды пересекает реку Гудзон и связывает Нью-Йорк с его западными пригородами в штате Нью-Джерси (Джерси-Сити, Ньюарк, Хобокен). Этой системой управляет компания PATH (произносится Пэт). На нью-джерсийском берегу оно выходит на поверхность. От нью-йоркской подземки PATH выгодно отличается опрятностью, поскольку строилась она недавно.

Скажу о рождественской забастовке транспортников, иначе картина американской «подземной действительности» будет не полной. Это забастовка — первая за последние 25 лет. Неожиданно были остановлены поезда метро и автобусы. Профсоюз требовал повышения оплаты труда и снижения пенсионного возраста с 55 до 50 лет. На улицах творилась неразбериха – во вторник ньюйоркцы, как обычно, отправились на работу (кто на метро, а кто автобусом), но ровно в 5 утра по местному времени перевозившие их водители сообщили, что дальше транспорт не пойдет. Так что в самый час пик на улицах города оказалось около 7 млн. человек. Люди в царившей суматохе штурмом брали такси и частников, которые, пользуясь ситуацией, взвинтили цены. В итоге кто-то пересел на велосипеды, кто-то шел пешком, колледжи и школы начали свои занятия на два часа позже, а в деловую часть Манхеттена пропускали только автомобили, в которых было не менее 4 пассажиров.

Никаких особенных результатов эта забастовка не принесла. К слову сказать, зарплата работников метро и без того довольно высокая, машинист (на работу принимают только граждан Америки), например, получает $40 000-$50 000 в год, что сравнимо с доходами программиста в небольшой компании или учителя в муниципальной школе. Так что жизнь нью-йоркских метрополитеновцев не столь уж беспросветна.

На этом я завершаю нашу экскурсию по «ужасному» нью-йоркскому метро в «страшной-престрашной» Америке.

Екатерина Чернова, для изданий «Вечерний Оренбург» и «Эксклюзив».

 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Американцы акцентированы на здоровье

«… Разъюнайтед стетс оф Америка»

Интернет, Вы и кофе

Американские постирушки

Интернет-кафе по-американски (печатная версия)

 

путешествия