Российские новогодние фильмы — снова рекорд

Почти шесть миллиардов рублей оставили россияне в кассах кинотеатров в минувшие новогодние каникулы. Это на 1,3 миллиарда больше, чем в прошлые январские праздники. То есть, впору говорить о тенденции — успех российского кино после 2020 года меряется исключительно десятизначными цифрами. И это вопреки тому, что пару лет назад прогнозы критиков для киноиндустрии были совсем неутешительными — после затяжного карантина зрители, казалось, в кинозалы не вернутся. Но случилось чудо.

Случайно ли? Судя по списку самых успешных фильмов прошедшего года, нашу киноиндустрию вытянули прежде всего сказки (при всей условности, сюда можно включить и «Вызов», космическую сказку-быль) под незабытые мелодии эпохи ламповых ТВ. И правы оказались критики, которые отметили: да, Чебурашка и Емеля, и богатыри, и даже космонавты сняты и раскручены «по-голливудски», по канонам мировой киноиндустрии, — но именно они и помогли создателям российских лент завоевать кинозрителей своими, нашими «супергероями». И уже привычно после новогодних штормов подсчитывать рекордную прибыль.

Наши Чебурашка и Емеля сняты и раскручены «по-голливудски»

Безусловным лидером нынешней зимы стала вторая часть «Холопа». Формально — не сказка, но сюжет, в котором для преображения герою надо пройти несколько кругов ада (так о происходящем в фильме говорит режиссер Клим Шипенко), — совершенно фольклорный. К тому же «Холоп 2» — это же «Золушка» наоборот: героиня-мажорка превращается в «тыкву». Плюс сказочные путешествия во времени — и коммерческий хэппи-энд неизбежен. Что еще в коктейле успеха? Заблаговременная рекламная компания, любимые шлягеры советских времен, добротный юмор и, конечно, блестящий актерский состав. Милош Бикович, Иван Охлобыстин, Александр Самойленко и Мария Миронова дружно перешли из первой части во вторую, только исполнительница главной женской партии на сей раз новая — красотка и умница Аглая Тарасова.

Аглая Тарасова на съемках фильма «Холоп 2»

Режиссер Шипенко признается: продолжений раньше не снимал, работать было тяжело, но всей командой постарались, «чтобы получилось лучше первой части». Псковские деревни дополнили «золушкиными дворцами» — в фильме аж пять московских и петербургских дворцов с роскошными залами, пышными балами, французами и Павлом Деревянко в роли Наполеона. Так романтично, что полученная касса — два миллиарда и почти уже 700 миллионов рублей — похоже, не предел. Официально картина на экранах до 17 января, но кинотеатры обещают продолжать прокат, «пока не спадет интерес». Двенадцать на часах «Холопа 2» пробьет еще не скоро.

Еще один лидер новогоднего проката — семейный музыкальный фильм «Бременские музыканты». Сборы превысили два миллиарда. Первый миллиард сорвали за четыре дня проката — феноменально. В чем секрет? Все то же сочетание — сказочный сюжет, советские мелодии и голливудские подходы. Авторы с самого начала не скрывали — за основу взят легендарный мультфильм 1969 года на музыку композитора  Геннадия Гладкова (он в соавторах фильма). Но все, что кроме его песен, к фильму дописал Максим Фадеев.

Кадр из фильма «Бременские музыканты»

Вроде бы штампов в картине даже больше, чем в «Холопе» — тут и город «погружается во тьму», и любовь «открывает все двери», и парень из захолустья становится известным музыкантом. Кроме борьбы за принцессу и приключений разбойников, здесь еще есть детство Трубадура. Но ведь сказки часто похожи друг на друга — главное, чтобы их слушали (смотрели) и верили в мечту. К счастью, сказки для нашего кинематографа по-прежнему — святое: их не опошляют. Как на премьере мюзикла сказал один из зрителей, наши сказки — «про ЗОЖ, здоровый образ жизни»: есть мораль, про совесть вспоминают.

Но справедливо было бы напомнить: началось все двадцать лет назад, в 2004-м, когда режиссер Константин Бронзит (киностудия «Мельница» и компания «СТВ») снял фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей». С точки зрения кассы опыт — не самый удачный: при бюджете в 4 миллиона долларов не удалось собрать и половину, но тогда мультфильм стал самым кассовым в России. И главное — тогда нащупали тот самый путь успеха, который оказался для российской киноиндустрии спасительным. Этой зимой в кинотеатрах — уже двенадцатый анимационный фильм франшизы, «Три богатыря и Пуп Земли». По сборам последних двух недель он замыкает тройку лидеров: два миллиона зрителей, за 600 миллионов рублей.

Кадр из мультфильма «Три богатыря»

Еще одна киносказка, сборы которой превысили два миллиарда рублей, — «По щучьему велению» — с осени еще идет в кинотеатрах. Все предсказуемо, лекала те же. Зрители хвалят актеров, Никита Кологривый в роли Емели сказочно обаятелен, есть и герои, которых добавили в старом кино, тот же посол англицкий. Танцуют все под старую знакомую «Песню о счастье», перепетую на новый лад… Да почему бы и нет. Вдруг сможем «перепеть» когда-нибудь и давние советские рекорды посещаемости кинозалов — тогда ведь мерили успех количеством билетов.

Кадр из фильма «По щучьему велению»

Для понимания — порядок цифр такой: к примеру, комедию Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» посмотрело более 60 миллионов. Нынешние новогодние киноаншлаги — это пока что лишь 14,8 миллиона зрителей.

Максим Васюнов, «Российская газета» (rg.ru)


МНЕНИЕ: Писатель Игорь Вирабов — о том, почему невозможно оторваться от советских фильмов-сказок и что не так с современными картинами

В новогоднем телевизоре мелькали «Чебурашка» (скоро обещают второго), «Конек-горбунок», первый «Холоп», все три «Последних богатыря» и богатырские мультфильмы. Новое успешное российское кино — причем действительно хорошее, добротное. По крайней мере — доброе. Вон Чебурашка же не зря нам напомнил: «Знаешь, Ген, мне кажется, вы такие грустные, потому что не умеете прощать ни себя, ни других».

Я и не грущу. Вот только — замечали? — репортажи о премьерах все как под копирку: зрители после сеанса говорят одно и то же. Как правило, у них бегут мурашки, нравится до слез. Какой бы фильм ни показали.

А вот потом все начинают обсуждать: где-то мы все это уже видели. Взять того же «Чебурашку» — сколько в нем от голливудских «Чарли и шоколадной фабрики» или «101 далматинца»? Так с любой картиной: их почти не отличишь. Я рад, что стали наконец снимать кино, которое пытается хоть как-то «чувства добрые» в нас пробуждать. Смущает только: почему все режиссеры делают теперь кино, подсматривая в щелочку — как там у них, как бы сделать по шаблону и получить в прокате миллионы (извините, миллиарды)?

Кадр из фильма «Чебурашка»

Вот вопрос: который год, которое десятилетие показывают древние, классические фильмы-сказки — все вроде бы знакомо, а начнешь смотреть, опять не оторвешься. В чем секрет? Не страшно, что Жеймо в той самой «Золушке» снималась 37-летней, — дыхание перехватывает, какая она там волшебная. Милляр, сыгравший много раз Бабу Ягу, и вот в «Морозко» — никого ужасней и смешней не может быть. Там все такие, настоящие, воздушные или шершавые. Черно-белый фильм или цветной — каждый раз можно увидеть новое.

Захочется смотреть второй раз «Чебурашку» или же «Холопа»? Дай-то Бог — но там технологично, предсказуемо, там замечательные выкройки, фасоны голливудские, коммерческий стандарт. Там чудо — одноразовое.

Кадр из фильма «Холоп»

Перед самым Новым годом удивительно сошлись две даты: полвека со дня смерти режиссера Роу и 120-летие режиссера Калатозова. Их фильмы тоже шли, конечно, в телевизоре все эти дни. К слову, новый фильм «По щучьему велению» идет в кинотеатрах — а в 1930-х эта сказка была первой у Александра Роу. Черно-белая, а в мировом прокате — как за океаном написали рецензенты — затмила вышедший тогда же красочный голливудский мюзикл «Багдадский вор». В годы войны Роу снял и «Конька-горбунка», и «Кащея Бессмертного». Его «Морозко» в 1966 году был награжден в Венеции, американцы выдали ему Award of Excellence. Всех впечатляли спецэффекты: печка самоходная, щука говорящая, Иван превращался в живого медведя, Василиса из лягушки — в девицу-красавицу, 11-метровым Змеем Горынычем управляли 20 человек. Спилберг считал: из «Морозко» взяли подсказки для многих ужастиков и голливудских триллеров.

А Калатозов? Посмотрел как раз за эти дни его первый великий фильм «Соль Сванетии» — Коппола (который «Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня»), между прочим, называл эту картину одной из любимых, как и «Летят журавли». В Великую Отечественную Калатозов снял с Герасимовым «Непобедимых»: там настоящее все, черно-белое, документальное — первые месяцы блокады Ленинграда, Кировский завод, техника, рабочие и ополченцы — причем они совсем не похожи на тех, что появляются в сегодняшних цветных, успешных фильмах о блокаде.

Кадр из фильма «Непобедимые» (1942), Тамара Макарова

Еще вот удивительное: в 1946-м Калатозов возглавил советскую делегацию на 1-м Каннском фестивале. Кто-нибудь вспоминает, что самый первый фестиваль в тех самых Каннах торжественно открылся советской документальной картиной «Берлин»? А завершился тем, что советские фильмы получили больше всех, восемь премий. Американцы — три и демонстративно покинули зал.

Фильм-сказка «Каменный цветок» Александра Птушко на фестивале был единственным цветным советским фильмом — американцы привезли четыре, англичане два, снятых по передовому способу «техниколор». Но приз «за лучшую цветную картину» дали Птушко.

Кадр из фильма-сказки «Каменный цветок»

В 1952 году тот же Птушко снял сказку «Садко» — кинокомпания «Америкэн Интернешнл» просто украла фильм. Назвали «Волшебным путешествием Синдбада». Исполнителя роли Садко, Сергея Столярова не стали вырезать, но сделали из него новгородского купца Синдбада, в титрах назвали Эдвардом Столаром. Лидия Вертинская стала Люсиль Вертицией, а Алла Ларионова — Анной Лэрион. Режиссера Птушко заменили Альфредом Поско. Сценаристом «переделки» был тот самый молодой Фрэнсис Форд Коппола.

В 1961 году вышел фантастический советский фильм «Планета бурь» Павла Клушанцева. Спецэффекты для американцев были невиданными, героиня Маша парила в невесомости, человекоподобный робот, вездеход на воздушной подушке (созданный умельцами на «АвтоВАЗе»). Все то же. Стибрили, перемонтировали, кое-что досняли. Жженова превратили в Курта Бодена, вместо Кюнны Игнатовой вставили американскую актрису Фэйт Домерг. Назвали «Путешествием на доисторическую планету». Потом создатель «Звездных войн» Лукас, как и создатель «Титаника» Кэмерон, долго благодарили советского режиссера Клушанцева — столько идей!

К чему это? К тому, что было, что подсматривать, тащить у нас — и без зазрения. Дела давно минувших дней? Да не совсем. Фильм «Искупление» Джо Райта по роману Макьюэна в 2007 году получил и «Оскаров», и «Глобусы». Внимательные зрители легко могли узнать сюжетные ходы, прямые параллели и даже внешнее сходство главной героини в юности (Сирша Ронан) с чудесной героиней советского детского фильма «Дубравка», которую играла девочка Лина Бракните.

Кадры из фильмов «Дубравка» и «Искупление»

Было ли чему у нас учиться? Было. Никто не против новых «Чебурашек» — хорошо, что появились наконец. Речь о другом. Наше кино когда-то умело и учиться, и оставаться уникальным, самим собой.

Может быть, когда мы это вспомним, вот тогда у нас и будет снова по-настоящему великое свое кино?

кинокультура