Небо на земле. На концерте Павле Аксентьевича

Лет десять назад, когда я начинал интересоваться историей Византии, а вместе с этим и проблемой поствизантийского пространства, с большим интересом открывал для себя, что великое византийское искусство живо и сегодня. Из дивной византийской живописи, и прежде всего, иконописи, до нас дошли многие выдающиеся образцы. Познакомиться с ними можно и сегодня как в музеях, так и в храмах. Дошли и многие тексты византийской литературы. Подробно изучена история империи. Всё это, конечно же, прекрасно, даёт понятие о жизни Византии, нашей предшественницы. Однако помимо этого хотелось ощутить что-то особенно византийское, живое. И вот примерно в то же время я услышал нечто удивительное – живой голос Византии! Это были византийские и средневековые сербские, в основном церковные, песнопения в исполнении Дивны Любоевич. Это удивительное, чудесное, ни на что не похожее искусство вокала. Так и возникали при её пении живые образы Византии. И в то же, примерно, время я услышал и другой голос Византии – это некто Павле Аксентьевич. Это имя было не так известно, как имя дивной Дивны. Слышал всего лишь несколько записей Павле, которые тоже производили превосходное впечатление чистотой и пронзительностью голоса, необычной манерой исполнения. Однако слушал я эти записи реже.

И вот позавчера вечером перед тем, как выйти из интернета, проглядывал некоторые новости Вконтакте, и случайно в одной из них увидел объявление «Знаменитый сербский хор под управлением Павле Аксентьевича приезжает в Царское Село, и даёт бесплатный концерт в честь 400-летия дома Романовых». Вот уж я удивился – надо же, как повезло – ведь мог просто не заметить объявление, никто бы не подсказал. Сообщил одному другу, также большому любителю Сербии и Византии. И вот в назначенный час мы отправляемся на концерт, практически ничего не зная об этом исполнителе, об этом коллективе. Я слышал всего лишь несколько записей, а друг и того не слыхал.

Хотя концерт и был бесплатный, но широкой рекламы не было. Однако зал процентов на 80 был заполнен. Гаснет свет, и на сцену выходят пятеро мужчин в чёрных строгих одеждах. Посередине стоит сам маэстро Павле Аксентьевич, управляет хором, а с двух сторон рядом с ним по два человека. Самому маэстро на вид лет 60 (хотя в конце он сказал, что ему уже восьмой десяток лет), очень благородная внешность: округлое славянское лицо с небольшой седой бородой, роста среднего, даже слегка коренастый. Ещё один участник коллектива на вид такого же возраста, как Павле, а трое остальных молодые – лет по 25-30. Встали полукругом. Павле даёт сигнал камертона и четверо коллег начинают тянуть иссон – это одна бесконечная нота, которая не прерывается на протяжении всего песнопения, она символизирует Вечность в средневековом вокальном искусстве. Когда у одного певца заканчивается воздух, он на секунду останавливается, набирает воздух, и продолжает, а другие всё тянут эту ноту, и так по очереди, а в целом получается однообразное постоянство. А на фоне этого Вечного иссона раздаётся дивный, чудесный голос Павле Аксентьевича – это он поёт средневековые византийские (на греческом языке) и сербские песнопения.

Это удивительно ясный, пронзительный, мощный и одухотворённый голос! Думается, что для такого пения мало иметь только вокальное мастерство. Для этого у исполнителя должна быть светлая, чистая душа. Не даром Павле так часто ездит по древним обителям, в частности, по монастырям Афона (как оговорилась ведущая «на святой горе Айфон» вместо Афон. Так хотелось добавить «и Айпад»). В таких местах он словно впитывает в себя всю тысячелетнюю великую византийскую культуру, и потом доносит до наших огрубевших душ. И в такие моменты, слушая это чудное пение, ты уносишься мыслями и духом куда-то ввысь. Вся твоя сиюминутная жизнь кажется такой мелкой, скудной, и ничего не значащей. Хочется стать лучше. Ты понимаешь на фоне такого пения, насколько всё измельчало в нашей жизни, как далеки мы от Великого Образца, по которому нужно жить, уклонились от него куда-то далеко, далеко, чуть ли не на край пропасти, от которого надо срочно уйти и вернуться на правильную дорогу. В какие-то заоблачные космические дали уносит тебя такой одухотворённый голос Павле Аксентьевича и его коллег!

Долго длилось это прекрасное пение, около часа. А после этого подошло второе отделение, в котором звучали сербские народные песни. И вот уже коллеги Павле берут в руки народные инструменты: флейту, две домры и барабан, а сам Павле продолжает петь. И начинается не менее чудесное действие. Эта старинная балканская музыка настолько обаятельна, зажигательна, харизматична! Голос маэстро такой чудный! Это сочетание прекрасных инструментов, ритма, энергетики, голоса, буквально переносит тебя в средневековую Сербию, согревает сердце! Потрясающие песни! И сейчас, спустя уже сутки после концерта, их ритмы и голос Павле Аксентьевича не покидают моё воображение!

Благо, что при желании можно в интернете найти много записей этого прекрасного коллектива! Но живое исполнение, конечно, не сравнится ни с чем! Давно я не получал таких сильных впечатлений от музыки и пения! После каждой песни публика неистово аплодировала, кричала Браво! Концерт шёл часа два, надо было заканчивать, но, видя такой горячий приём, Павле всё пел и пел, и одна песня была лучше другой! Малые дети прямо на зрительских местах пританцовывали, вовлекаясь в изворотливые, богатые балканские ритмы, зрители несли на сцену цветы. Мой сосед, зная некоторые сербские слова, кричал «Хвала» — это «спасибо» по-сербски – и в это время целый ряд молодёжи, сидевший перед нам, обернулся в нашу сторону – это была сербская молодёжь, с некоторыми из них мы даже смогли пообщаться немного после концерта. В самом конце из этого ряда на сцену вышла женщина-переводчица, и у Павле появилась возможность обратиться к публике. Он сказал, что ему уже восьмой десяток лет, что он долго болел и до последнего момента не знал, состоится этот концерт, или нет, но потом решил, что пусть, даже и плохо, но будет петь для царскосельской публики, поскольку не представляет своей жизни без пения. Сказал, что в последнее время очень любит петь колыбельные песни, которые по преданию Богородица пела младенцу-Христу, и что в это время он вспоминает своё детство, и свою колыбель, когда ему пели такие же песни. Публика с любовью и восторгом принимала все слова и песни маэстро.

Когда концерт всё же закончился, мы с товарищем на обратном пути долго обсуждали это удивительное событие, вели разговор о том, что мы принадлежим к византийской культуре, однако как мало сегодня в наших сми, и особенно по телевизору можно услышать, увидеть вот такие замечательные концерты. Мы вынуждены их выискивать в отдалённых уголках интернета, или вот так случайно выходить на них по объявлениям, в то время как они должны широко пропагандироваться. Одним словом, концерт произвёл неизгладимое впечатление и оставил глубокий след в наших душах!

Вадим Грачев

 

концертыкультурамузыкаПреображениетворчество
Комментарии ( 1 )
Добавить комментарий
  • Элли

    Вадим, как будто вы читаете мои мысли! Вы, кажется, так много знаете о Византии, наверное, можете даже написать книгу! Замечательный сайт, отличное чтение! Я, конечно, вернусь.