Помню, был как-то в Рождествено — в усадьбе Набокова. Отдыхали там с друзьями три дня. Гуляли по высоким песчаным берегам речки Грязны, Оредежа. Такой красный песок по берегам рек есть только в двух местах на планете — в США в Еллоустоунском заповеднике и здесь, в Гатчинском районе. От речки Грязны мы незаметно вышли на длинную аллею, которая привела нас из глухого леса постепенно к самому набоковскому дому. По дороге вдоль аллеи мы любовались большим муравейником с его трудолюбивыми насельниками, которые через минуту уже ползали по нашим ногам, огромными двухсотлетними липами, ёлками.
Незаметно подошли к усадебному дому. Таких усадеб в стиле ампир насчитывается не больше десятка во всём мире. Пошли на экскурсию в дом. Прошли с девушкой-экскурсоводом, влюблённой в свою работу, обошли несколько комнат, послушали интересный рассказ о владельцах усадьбы — Рукавишниковых, Набоковых, о предках писателя. А потом нас пригласили в центральный зал на домашний спектакль по набоковской Машеньке. Играли молодая пара актёров, ещё студенты. От их игры веяло свежестью и неподдельностью чувств. Герои устами исполнителей рассказывали о своей любви, которая проходила как раз здесь же, только сто лет назад. Говорили о той же аллее, липах, душистых травах, беседках, на фоне которых эта любовь проходила. Любовь переплеталась с природой, фоном была нежная, красивая музыка. Всё это вызывало нежное, умилительное чувство.
Потом спектакль закончился, мы пошли продолжать экскурсию, поднялись в самую верхнюю часть дома — Бельведер — откуда рассматривали живописные окрестности. А с нами уже ходили актёры — исполнители главных ролей и женщина их режиссёр. Так было удивительно, что реальность переплеталась с вымыслом, искусство с жизнью, реальное с прекрасным!
Закончилась экскурсия, мы вышли на улицу, пошли по шумному, оживлённому Киевскому шоссе в обычную городскую квартиру, а в душе долго ещё жила Машенька, та эпоха начала 20-го века, нереальная реальность и набоковская нежность и тепло.
Вадим Грачев