На родине Плевицкой. Эксклюзивные фото

Примерно в конце 1980-х гг., когда в нашу жизнь широко вошли перемены, в средствах массовой информации стали мелькать некоторые забытые прежде, а также и запрещенные по разным (в основном идеологическим) причинам имена из прошлого русской эстрады. Главным источником этой информации о неведомых прежде для меня именах была передача Виктора Татарского «Встреча с песней», были и некоторые другие. Из них я узнал об Александре Вертинском, Изабелле Юрьевой, Тамаре Церетели, Юрии Морфесси, Петре Лещенко, Алле Баяновой и многих-многих других. Из этих же передач я узнал и некоторые факты об известных прежде певцах, на которых не акцентировалось внимание, скажем, о том, что Лидия Русланова сидела в лагерях, или услыхал запрещенные «блатные» песни в исполнении Л. Утесова.

Виктор Татарский. «Встреча с песней»

Я вырос в деревне, и, конечно, глубоко любил народную песню. Моими любимыми исполнителями были Лидия Русланова, Александра Стрельченко, Ольга Воронец, Иван Скобцов, Федор Шаляпин, и даже подзабытые к тому времени Ольга Ковалева и Ирма Яунзем. В те поры не было никакого интернета, и поэтому услышать эти голоса можно было только в некоторых передачах, которые надо было ждать и «ловить».

И вот однажды в одной из таких передач конца 1980-х гг. мне довелось услышать нечто ошеломительное: русские народные песни пела неизвестная мне певица, запись была старая. Пела она настолько талантливо, если не сказать гениально, что завораживала и приковывала все внимание к маленькому приемнику. Я слушал, затаив дыхание, боясь пошелохнуться. Наверное, также Ф. И. Шаляпин слушал когда-то из-за границы по радио молодую Русланову, а потом писал в письме другу Менделевичу, что в конце «ревел белугой» — так поразил его талант великой русской певицы. В конце сказали, что это пела Надежда Васильевна Плевицкая.

Надежда Плевицкая

С тех пор это имя вошло для меня в обойму великих исполнителей русской песни наряду с названными выше. Также с этого момента я старался найти любую информацию о Надежде Васильевне. Если удавалось услышать по радио песню в ее исполнении, или передачу о Плевицкой, я находился несколько дней под сильнейшим впечатлением. Иногда удавалось даже записать ее песни с радиоприемника на кассетный магнитофон, тогда я слушал эти записи целыми днями напролет.

В конце 1990-х гг. в Пушкине, прогуливаясь по городу, я дошел до железнодорожного вокзала, в павильоне которого были торговые ряды, на которых продавали газеты и книги. И вдруг я вижу книгу Л. Млечина «Супершпионки 20 века», половина которой посвящена Плевицкой – очерк «Алиби для великой певицы». Хотя сама книга посвящена была, конечно, скандальной истории о том, как Плевицкая с мужем шпионили на СССР, но там был также небольшой рассказ о ее происхождении, детстве, юности, становлении как певицы. В книгу были включены и фрагменты мемуаров самой Плевицкой «Дежкин карагод» и «Мой путь с песней». Как я обрадовался этой книге – не пересказать! Однако вот незадача: я пошел прогуливаться, не взяв с собой денег! Пришлось мне быстрым шагом идти домой (полчаса), взять деньги, и также быстро бежать снова к этому павильону, всю дорогу была одна только мысль: только бы никто не взял книгу! К счастью, мне повезло и в тот день я, прогулявшись в два раза больше, чем хотел, стал еще и обладателем первой книги в моем «плевицковедении». Потом их будет еще несколько.

Примерно в это же время мне удалось прочесть книгу И. В. Нестьева «Звезды русской эстрады: Панина, Вяльцева, Плевицкая». Книга была издана в 1970 г., и это практически единственное советское издание, где упоминается подробно великая певица, и даже в одном предложении в конце сказано о трагическом финале ее жизни. Особенно дорого, что к книге прилагалась гибкая голубая пластинка с записями нескольких песен названных певиц. Сперва я брал книгу в университетской библиотеке, а потом посчастливилось и приобрести ее в букинисте. Позже я стал счастливым обладателем и самих мемуаров певицы, которые были изданы в 1990-е годы.

Кроме всего прочего, с появлением интернета, соцсетей, и всевозможных сайтов, посвященных грамзаписям, мне удалось скачать себе в компьютер почти все аудиозаписи певицы, которые можно было отыскать. Таких записей наберется примерно до сотни. Кстати, периодически «всплывают» все новые записи, и варианты старых, записанные несколько по-другому.

Надежда Плевицкая

Я не буду подробно анализировать творчество Плевицкой, ее манеру исполнения, художественное достоинство (оно, кстати, было очень разным) исполняемых ею песен и все прочее – это отдельная задача, которая, замечу также, в новейшее время практически никем не затронута искусствоведами и биографами певицы. Всех интересует только «шпионская» история. Анализ творчества – это отдельная тема, которой нужно заниматься обстоятельно. Скажу только, что за последние примерно лет 20 я слушаю записи Плевицкой почти каждый день! Они и в плей-листе в ВК, и в подборке любимых песен в компьютере. Бывали иногда времена, когда я каждое утро слушал только Плевицкую! За это время, конечно, выучены наизусть не только тексты ее песен, но и заучены все ее интонации, мельчайшие нюансы исполнения, оттенки голоса, его диапазон. Помимо всего прочего, искал я и сведения о биографии певицы, которая изучена мною довольно подробно. Удалось в 2000-е гг. пообщаться даже с Александрой Ильиничной Стрельченко о песнях Плевицкой – как-то мы с ней обменивались электронными письмами.

Надежда Плевицкая

Так вот, все, что я написал выше, это была, так сказать, преамбула – чтобы было понятно, что для меня значит Плевицкая. А теперь начинаю самое главное – по теме этой статьи. У меня есть замечательные друзья, семья с тремя детьми, у одного из которых я крестный отец. Глава этой семьи, мой очень дорогой друг, замечательный человек, историк, кандидат наук, автор нескольких книг, исследователь русской истории 15-17 веков – периода максимального духовного расцвета русской цивилизации, жил долгие годы в Москве, а несколько лет назад вернулся в свои родные края, куда уходят его корни вглубь столетий – в Курскую область.

Первый раз я посетил моих друзей летом 2021 года, тогда у нас было много поездок, экскурсий по Курской и Белгородской областям. Все это было замечательно, я был очень доволен, но был один небольшой изъян в той поездке: будучи в Курской области, тогда я не смог посетить родные места моей любимой певицы — Надежды Васильевны Плевицкой. Оставили это посещение на следующий раз. И вот, наконец, спустя два с лишним года, я снова на Курщине, и на сей раз у нас были, помимо всего прочего, две знаковых поездки – в Коренную пустынь и в село Винниково, в родное село великой русской певицы.

Я уже заранее волновался, готовясь к этой поездке накануне. Даже не верилось, что смогу побывать в тех же местах, походить по той же земле, по которой ступала Плевицкая, увидеть некоторые объекты, которые видела она. И вот мы подъезжаем! Когда увидели вывеску с названием «Винниково», то даже остановили машину, вышли и сфотографировались на память.

Винниково, Вадим Грачев

Сначала мы посетили винниковскую школу – место, где находился в былые годы терем-дом Плевицкой. Местные жители сказали нам, что там даже сохранилась липовая аллея, посаженная самой певицей. Подъехав, мы сразу увидели эту аллею, сфотографировались, прикоснулись к этим деревьям, полюбовались ими.

Из книги мемуаров я помню, что дом был построен на опушке «Мороскина леса» — и вот я вижу этот лес, примыкающий к школе и сегодня. Когда Плевицкая стала состоятельной, она выкупила этот лес, несколько десятин земли, и построила свой терем, который сам являлся шедевром архитектуры. Увы, время не пощадило этот уникальный объект – он сгорел в пожаре в середине 20 в., когда самой певицы уже не было в живых. На месте дома и было построено современное здание школы.

Заходя во двор школы, ты видишь нечто совершенно восхитительное – памятник Надежде Васильевне, созданный наиболее выдающимся скульптором современности – В. М. Клыковым, земляком певицы. Кстати, памятники Клыкова мне посчастливилось видеть в самых разных местах, и я подумал, что пора уже собрать их коллекцию – именно тех, которые я видел «живьем». Памятник удивительный – он, кажется, сделан по одной из фотографий. Певица на нем словно живая, вся как бы в движении, оперлась на изящную тумбу, вся подалась вперед, и кажется, вот-вот запоет!

Долго мы любовались памятником, получали большое эстетическое и душевное удовольствие от этого творения В. М. Клыкова. Однако надо было идти дальше. Мы мысленно попрощались с усадьбой Н. В. Плевицкой, с липовой аллеей, с Мороскиным лесом, и этим дивным памятником.

Памятник Надежде Плевицкой, Вадим Грачев

Примерно в километре от усадьбы нас ждала встреча с главным объектом села Винниково – музеем Н. В. Плевицкой, и с замечательным экскурсоводом, Натальей Геннадьевной.

Музей – это новейшее творение, созданное, кажется, к 130-летию певицы. Перед устроителями стояла сложная задача. От самой великой певицы практически не осталось никаких вещей, жизнь ее была очень сложна и трагична. Если что-то и сохранилось, то находится где-то в частных коллекциях. Нужно было создать музей на пустом месте, из ничего. И вот надо сказать, что с этой задачей авторы справились блестяще. Они взяли за основу книги воспоминаний Плевицкой, и буквально оживили эти воспоминания.

Ты проходишь по комнаткам, уголкам, закуткам музея, и видишь деревенское детство Дежки Винниковой, далее ее путь на вершину искусства и славы, видишь тот мир, в котором она вращалась, видишь дорогих ей людей, пластинки с ее записями. Время идет, меняется и экспозиция: наступает Первая мировая, революция, гражданская война, круто изменившие жизнь Плевицкой, потом идут годы эмиграции, где певица вновь воспряла духом, жила относительно безбедно, а далее – последняя и самая трагическая страница ее жизни – та самая «шпионская» история, каторжная тюрьма и смерть. Музей полноценно отражает жизнь певицы, показывая копии документов, множество фотографий, предметы той эпохи. Устроен он творчески, не банально, оставляет очень приятное впечатление.

Экскурсовод, Наталья Геннадьевна, бойко и душевно рассказывала нам о жизни и судьбе певицы, охотно вступала с нами в диалог. Ей тоже было приятно увидеть в нас заинтересованных посетителей, искушенных в познании биографии Плевицкой. Особенно приятно было слышать записи песен в стенах музея. Я тогда сказал, что спустя много десятилетий голос Плевицкой снова зазвучал в Винникове. Долго мы пробыли в музее, часа полтора, оставили отзывы в специальной книге посетителей, приобрели сувениры, и потом тепло попрощались с экскурсоводом.



На этом наше посещение Винникова не закончилось. Мы подъехали к местному храму Троицы Живоначальной. В этом храме была крещена новорожденная Надежда Винникова в 1879 г., здесь же она посещала церковно-приходскую школу, и позже пела в церковном хоре. Кстати, с годом рождения певицы для меня пока нет ясности. Во всех абсолютно источниках приводится 1884. И только здесь, в музее, я узнал, что родилась она в 1879 г., то есть, на 5 лет раньше, чем это заявлено во всех других источниках. И хотя это единственное упоминание, зато самое главное и достоверное – исповедная роспись, в которой упоминается 3-х месячная Надежда, дочь Василия и Акулины Винниковых – в 1879 г. Надо бы окончательно разобраться с этим вопросом – откуда возникла мистификация с 1884 годом?

Храм Троицы Живоначальной. Винниково.

Недалеко от церкви находился дом семьи певицы, и тут же были похоронены ее родители. Дом не сохранился, могилы их утрачены, известно лишь примерное место захоронения. Насколько я понял, все тот же В. М. Клыков, еще до памятника Плевицкой установил белокаменный крест на этом месте. Мы посетили и его тоже.

Наконец, насладившись всеми замечательными местами, напитавшись духом Винникова, попытавшись посмотреть на окрестности «глазами Дежки», мы попрощались с этой благословенной землей, давшей России одну из наиболее выдающихся ее дочерей, и уехали в Курск. Вечером у меня был поезд в Санкт-Петербург.

Прошло уже несколько дней с момента возвращения, а во мне все еще живут впечатления того дня, каждый день я слушаю записи Плевицкой, читаю статьи о ней, а сегодня за полдня прочитал полкниги Елены Прокофьевой, посвященной биографии певицы. Такая вот волна интереса к Плевицкой всколыхнулась в душе в очередной раз. Вот так и надо нам постигать историю и культуру нашей большой Родины – через наши родные деревни, откуда все мы вышли. Деревня – это душа России, и село Винниково – яркий тому пример. Дай нам Бог еще побывать здесь, и с каждым разом все подробнее изучать биографию нашей замечательной певицы – Надежды Васильевны Плевицкой.

Вадим Грачев

историякультуралитературамузыкаобразованиепутешествия