Удивительная штука интернет. Чего только здесь не встретишь! Разыскивая сведения о своей генеалогии и по истории моего края, наткнулся на книгу путешественника Петра Ивановича Челищева «Путешествие по северу России в 1791 году». Об этой книге я слышал и раньше, но никогда её не видел целиком. А на одном сайте нашёл отсканированный вариант её первого издания, почти через 100 лет после написания — в 1886 году.
Пётр Иванович Челищев родился 14 августа 1745 года, происходит из дворян Смоленской губернии. Сын воронежского секунд-майора. Как указано в предисловии, на его южнорусское происхождение указывают и некоторые обороты его речи, сохранённые в книге.
Челищев был сокурсником по Пажескому корпусу А. Н. Радищева. В 1766 году он с Радищевым и группой молодёжи (всего 12 человек) был направлен в Лейпцигский университет для продолжения образования, где он пробыл до 1770 года. В университете философию и филологию читал Эрнест Платнер, сильно повлиявший на молодого Челищева. Платнер обращал внимание на социальную несправедливость, материальное неравенство в обществе.
Позже Челищева подозревали в помощи Радищеву в издании «Путешествия из Петербурга в Москву», поэтому при дворе его недолюбливали, и дослужился он всего лишь до секунд-майора.
Сам Челищев, как указывается во вступительном слове к его книге, был человеком искренне религиозным, благородным, светлого ума. Главная цель предпринятого им путешествия по Русскому Северу — поклонение православным святыням, а заодно — изучение крестьянского, купеческого быта, культуры. С мая по декабрь 1791 года он посетил Олонецкую, Архангельскую, Вологодскую, Новгородскую губернии. Много внимания уделил изучению и описанию монастырей, городов, культуры и быта разных слоёв населения, географии, истории северного края. Особого внимания он удостоил изучение Холмогорского края — родины М. В. Ломоносова, и, кажется, даже поставил ему памятник в Холмогорах.
Но меня-то в его книге больше всего интересует всего лишь один абзац, где упоминается моя деревня! Большинство моих предков происходят из деревни Косые Харчевни, а к ней примыкает деревня Заголодно, которая в старину называлась Золуды, или Залуды. В общем, Косые Харчевни и Заголодно (Залуды) — это почти одно и то же. И вот Челищев описывает мою родную деревню:
«Из оного Соминского яму, при морозной с холодным ветром погоде, поехали в шесть часов по полудни. Отъехавши от Соминской пристани осемнадцать верст, для ужины и перемены лошадей в восемь часов по полудни остановились в деревне Залуды господина Александр Яковлевича Сукина с прочими. Крестьяне сей деревни железа и стали не делают, а довольствуются от дегтю, скотоводства, стреляния зверей и птиц и от извозу, ходят на купеческих барках лоцманами и работниками, в другие ж города в годовые заработки никуда не отлучаются. Из оной деревни, обогревшись и поужинавши в доме крестьянина Абрама Осипова, при той же погоде, поехали в одиннадцать часов по полудни. В двенадцати от деревни Залуды верстах Устюжны Железнопольской уезд, которым проехали 112 верст, кончился, а начался Тихвинской. Отъехавши от деревни Залуды двадцать пять верст, для перемены лошадей остановились в деревне Михеевой господина Петра Алексеевича Головина и перепрягли лошадей, не выходя из кибитки».
Поразительная вещь, скажу я вам, вот так прочитать в историческом источнике упоминание о своей родной деревне. Так и видишь этот морозный с пронизывающим ветром вечер девятого декабря 1791 года. В восемь часов вечера подъехала кибитка к дому Абрама Осипова, вышел Челищев и зашёл в дом Абрама, для обогрева и для «ужины». Примечательно, что ещё моя бабушка, родившаяся в этой же деревне ровно через 130 лет после того, как у нас побывал Челищев, слово «ужин» произносила в женском роде «ужина» («Сынушко, чего к ужины сегодня хочешь?»).
Мне так хочется и сегодня вернуться в родную деревню, никуда не уезжать из неё — оказывается, и это не ново: «крестьяне этой деревни… в другие ж города в годовые заработки никуда не отлучаются».
В деревне ещё нет электрических проводов, телеантенн, телеграфных столбов, электричества, нет асфальтированного шоссе параллельно деревенской дороге. Стоят только деревянные домики, из которых морозным вечером идёт дымок от топящихся печей. Свечи, лучины, запахи, звуки — всё сразу возникло в моём воображении!
Записки Челищева не были опубликованы при его жизни, а только в 1886 году, то есть, почти через 100 лет после того, как он совершил своё путешествие. Скончался Пётр Иванович 25 сентября 1811 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, где его свойственник Егор Андреевич Кушелев поставил ему памятник. Теперь я знаю, что я должен первым делом сделать при посещении в очередной раз Александро-Невской лавры — отыскать могилу Петра Ивановича, поклониться ему и через 218 лет сказать огромное спасибо, что хотя бы в одном абзаце упомянул мою родную деревню, дал её краткую характеристику и даже упомянул её хозяина — Александра Яковлевича Сукина и одного насельника — крестьянина Абрама Осипова.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Примерное место бывшего поселения пленных австрийцев в нашей деревне в 1914 году