Таинственный, интригующий Мистер Икс — персонаж легендарной оперетты «Принцесса цирка» венгерского композитора Имре Кальмана на протяжении почти целого века будоражит сердца и заставляет трепетать души. Но прежде чем окунуться в перипетии сюжета, заглянем в историю создания этой оперетты.
…1925 год — тяжелый год для композитора Имре Кальмана. Он переживает смерть жены Паулы Дворжак — её сразил туберкулез. Жена Имре всегда была его поддержкой — работать после её смерти нелегко. К этому добавляется тот факт, что композитор уже приобрел известность и от него ждут покорения новых высот. Его оперетты «Сильва», «Баядера», «Марица» покорили весь мир, за них «бьются» все театральные сцены. И композитор решается написать оперетту, действие которой происходит в цирке.
Изначально оперетта имела два названия: женское «Принцесса цирка» и мужское «Мистер Икс». Спектакль имел ошеломительный успех, а знаменитая ария Мистера Икс — на слуху у каждого театрала.
В давние времена «Принцесса цирка» уже шла на сцене Ставропольского государственного театра оперетты.
И вновь на сцене нашего театра оперетты бессмертная история любви Мистера Икс и Теодоры Вердье, окутанная чарующими мелодиями Кальмана.
Каждая романтическая история внешне похожа на тысячи других, но любовь, расцветающая в сердцах и соединяющая двух людей незримыми узами, всегда рождается впервые.
В этой истории много клеветы и предательства. Но любовь, вспыхнувшая в сердцах, побеждает всё.
В заглавной партии — лауреат международных конкурсов Роман Байлов. Перед актером стояла нелегкая задача, ведь роль мистера икса исполняли такие корифеи оперетты, как Юрий Веденеев и Герард Васильев.
Многие помнят снятый в 1958 году фильм «Мистер Икс», когда зрители влюбились в главного героя в исполнении эстонского актера и певца Георга Отса. Он показал своего героя Этьена Вердье личностью безукоризненной чести, мужества, аристократом духа… Голос Отса покорял слушателей спокойной, очень благородной академической манерой пения.
Обладатель красивого сильного голоса Роман Байкалов сумел создать свой неповторимый образ отчаянного смельчака и таинственного героя-любовника с романтической тайной в прошлом, выступающего со «смертельно опасным номером» под именем «Мистер Икс».
Сколько нежности и страсти в арии «Вас я не знал, но я страдал по вашей вине». Дуэт Теодоры и мистера Икса «Кумир мой» полон упоения любовью.
Но в Теодору влюблен и барон Гастон де Кревельяк, которому она постоянно отказывает. Барон кипит жаждой мщения. Он приглашает артиста прийти к нему без маски и постараться понравиться Теодоре. Сняв маску, мистер Икс представляется мадам Вердье под именем графа Анри де Шатонефа.
Барон Олега Колесникова поначалу фланировал высокородным памятником, но затем со свойственной ему энергией и горящим глазом, показал чудеса темперамента и экспрессии.
В роли Теодоры Вердье — очаровательная Юлия Сивкова. Она покоряет не только красотой голоса, но и изяществом, неподдельной искренностью, умением не играть, а жить на сцене.
Блестяще исполняет эту роль и прима театра Наталья Виноградова.
Корифей театра, любимец публики заслуженный артист РФ Алим Абалмасов когда-то исполнял роль Мистера Икса. В новой постановке он использовал свой богатый творческий опыт для создания убедительного образа директора цирка.
В новом спектакле много режиссерских находок. Великолепно передана атмосфера цирка, где всё кипит и бурлит, где раскрываются секреты фокусов.
Впечатлила балерина, застывшая на стеклянном шаре, а потом исполнившая с партнёром вальс волшебной красоты.
Неповторимые, яркие эмоции, тонкий, живой юмор, сияющие глаза героев, легкие, изящные, танцевальные номера, знаменитые арии, дуэты, ансамбли — всё вызывает восторг зрителей.
Приятно порадовало разнообразие действий, крутящихся, вертящихся, играющих на одной сцене. Балетная труппа показывает акробатические номера, оперные певцы танцуют, актеры поют, и все это в ярких, сочных красках, в удивительных по стилю и красоте костюмах, в создании которых проявился безупречный вкус сценографа, художника по костюмам, заслуженного деятеля искусств Ставропольского края Леонида Черного.
Постарался и художник по свету Андрей Григорьев. Световая партитура спектакля завораживает.
Спектакль наполнен танцевальными номерами — «Браво!» талантливому балетмейстеру Татьяне Шабановой.
В труппе театра много лауреатов международных конкурсов, почётных деятелей искусств Ставропольского края. Творческий потенциал коллектива очень высок. Точно найденные детали, тонкие, смешные и характерные жесты, интонации создают яркий, непосредственный образ персонажа, которым любуешься, восхищаешься, смеешься над ним.
Классическая пара субретки и простака — Тони и Мари в прекрасном исполнении Владимира Басова и Натальи Тысячной заставляет буквально влюбиться в «легкий и веселый» жанр,
Сцены Каролины и Пеликана (Ольга Шиманская и Сергей Шадрин), полные озорства, обаяния и юмора, добавляют новые краски в успех спектакля.
Как и ожидалось, согревала сердце музыка Кальмана (дирижер-постановщик Алексей Кириченко) — не просто красивая, а чувственная, изысканная, ностальгирующая, с широким лирическим распевом и законченная по форме.
«Мистер Икс» по праву заслужил зрительские симпатии зала. Это — спектакль-подарок, где есть всё и опереточная легкость, и изящество, и бравурность.
В наше сложное время взлёт радостных эмоций просто необходим. Это — лучшее лекарство.
Лариса Прозорова
Спасибо за Ваш труд, за рецензию. А то мы уже привыкли, что сейчас и посмотреть нечего…