Многие артисты в последнее время стали писать книгу о себе, о воспоминаниях и даже о том, чему стоит поучиться. Продюсер Олега Газманова — Лев Готовцев — человек в шоу-бизнесе не случайный. В прошлом, известный актер, сейчас — известный продюсер, заслуженный работник культуры России. Именно с его помощью зажигались «звезды» 1987 и 90-х годов. Он стоял у истоков рождения индустрии шоу-бизнеса, лидировал и даже сейчас не уступает. Именно ему захотелось рассказать о том, что происходит за красивой жизнью артиста, показать и дать нам возможность увидеть то, что доселе было для нас закрыто… В итоге он написал книгу «Вся правда о шоу бизнесе».
-Лев Иванович, расскажите, пожалуйста, как пришла идея написать такую книгу, и кто ее будет издавать?
-К сожалению, пока не знаю издательства, которое будет издавать книгу. А вообще, с этой книгой такая странная история… Однажды, мне один их журналистов предложил написать книгу. Она должна была иметь название — «Вся правда о шоу-бизнесе». О! Это страшные вещи. Представьте, рассказать правду, да еще и о шоу-бизнесе! Я начал думать, как это создать. И через несколько дней приступили к работе. После того, как была написана первая глава, я понял — это не мое. У меня был совершенно иной взгляд на вещи, о которых поведал журналист, это было его мнение, а не мое. Он хотел сложить скандальные истории в единое целое, потому как по его расчетам, именно на скандалах зарабатываются деньги. А меня интересовало иное. Мы расстались. Но мысль о книге меня не покидала. Я пригласил журналиста Наталью Голованову, и мы начали работать. Основа моей книги — это встречи с директорами, продюсерами, администраторами наших «звезд», размышления о жизни, бизнесе, творчестве. Да, есть главы, которые я посвятил своему коллективу, своей работе с Олегом Газмановым.
-Кто с вами делился откровениями?
-Евгений Болдин, Юрий Айзеншпис, Маликов Юрий, Александр Иратов, Александр Шульгин, Сергей Пудовкин, Любовь Воропаева. Да еще много-много фамилий.
-И каждый решился рассказать о себе?
-Да. К примеру, Сергей Пудовкин написал, что он был фарцовщиком и долгое время работал в команде группы «На-На». Все, что было до Витаса, он поведал. Я беседую с каждым из этих людей и каждому задаю вопрос: «Что такое, правда о шоу-бизнесе?». Каждый из моих героев пишет свою правду. Они сами рассказывают, как попали в этот бизнес, с чего начинали и как продолжают делать так, чтобы их артист как можно дольше находился на горизонте славы и популярности.
-Расскажите, как вы начинали работать в артистической среде?
-Начинал я при Советском союзе. Был артистом. Закончив ГИТИС, актерское отделение, довольно долго проработал в театре оперетты, потом в Гостелерадио, позже шесть лет в Москонцерте. Являлся солистом хора театра Русской песни, а потом пришлось все завершить. Это касается житейских проблем, подкачало здоровье. Но, несмотря на это, я находился практически на всех общественных мероприятиях. Меня знали, мне доверяли и приходилось заниматься общественными делами. Тогда я общался с людьми, которые впоследствии стали занимать очень высокие посты. Да и мои «пионеры» стали уже сейчас взрослыми людьми в шоу-бизнесе.
-Шоу-бизнес стал зарождаться в 1988 году. Вы были у истоков. Как двигалась система продюсирования?
-Я расскажу, но по-порядку. В 1988 году мне пришло предложение от газеты «Вечерняя Москва» стать продюсером хит-парада «Музыкальный марафон». Тогда было две программы — «Марафон» и «Звуковая дорожка», пять лет я создавал эти программы. В 1993 году они были закрыты. Но время было для меня незабываемым, потому что тогда через эти программы прошли такие группы, как «Ласковый май», который именно с нас начал свое триумфальное шествие, пришелся расцвет певицы Маши Распутиной, Азизы. Только начала свою карьеру группа «На-На». Да, вы правы, именно с 1988 года в России начался шоу- бизнес. За год до этого, правда, появился не безызвестный «Лис С», а чуть позже «АРС».
В 1993 году, когда все музыкальное общество начало двигаться вперед, появлялась жуткая конкуренция. Мне приходилось достаточно трудно. Потому как от меня зависело и от читателей хит-парада, какое место присудить исполнителю, какую позицию он занимает. Стоит ли говорить, чего мы слышали! Приходили разные письма, отзывы, собирались голоса. Но, что мне импонировало всегда, так это то, что все решалось коллегиально. Пять лет мы зажигали «звезды», давали молодым исполнителям дорогу в будущее. Все рвались к нам. Это был красивый, романтический этап. В этом же году я сделал последний «Марафон», на программу пришли Алла Пугачева, София Ротару, Майя Плисецкая, Владимир Спиваков. «Марафон» отличался от «Звуковой дорожки» тем, что занимались мы не только поп-культурой, но и смогли охватить все виды искусства. В фольклоре у нас блистала Надежда Бабкина, в классике — симфонические оркестры.
-Не было грустно, что вы прощаетесь с определенным этапом жизни? Как возник новый?
-Когда я проводил прощальную программу, мне пришлось искать спонсоров. Совершенно случайно, после разговора с бизнесменом, я пошел в театр эстрады. И вдруг ко мне подошел молодой, красивый парень, который сказал: «Я вас знаю. Вы — Лев Иванович. Я очень хочу, чтобы вы стали моим директором». Этим молодым парнем оказался Юлиан. Тогда ему было 19 лет. Я взялся за проект, и буквально через пару месяцев мы сделали сольный концерт в театре эстрады. В гости к нам пришли Наталья Крачковская, Нона Мордюкова, Эдита Пьеха, Анастасия, Вячеслав Зайцев. Буквально через пару недель мы с Юлианом подошли в концертный зал «Россия» к Петру Шаболтаю. И тут нам все удалось, мы сделали еще три концерта, их показали по телевидению, и Юлиан стал звездой. Мне посыпались предложения, просили помощи.
-А как возник Олег Газманов?
-Однажды мы с приятелем поехали делать в Ялте концерт. И у нас возникла идея — отдохнуть и провести еще пару концертов. Среди приглашенных звезд был и Олег Газманов. Так случилось, что концерт был с датой — 9 сентября, а это день моего рождения, в Ялте бархатный сезон, тепло. Когда был отработан концерт, я собрал всех артистов за праздничным столом, так мы познакомились с Олегом.
-И сразу предложение поступило поработать?
-Нет. После дня рождения мы не общались, я работал с Юлианом. Мы тогда затеяли новую сольную программу. А в начале октября раздался звонок от Олега. Мы встретились, и он сказал, что предлагает мне стать его директором. Я долго думал, потому что Олег к тому времени был звездой. У него за плечами был «Есаул», «Мысли». Я ему сказал: «Олег, дай мне подумать». Он согласился и дал мне время. У меня чувство внутри было такое, вдруг не так что-то сделаю, и популярность упадет. А представляете, что сказали бы окружающие?! В общем, не знаю, чей талант оказался влиятельнее, мой или Олега, но вот мы уже 9 лет работаем вместе. Я не зря говорю «талант», потому что мало людей, которые работают с исполнителями такой огромный срок. Максимум, пять лет продолжается работа. Когда я заходил на репетиции к Олегу, видел, как они работают, и долго молчал. Олег спрашивал у меня: «Почему ты молчишь?», а я в этот момент просто смотрел и думал. А потом у меня созрела мысль, появилась идея создать для Олега ключевую программу. Мы втроем — я, Олег и Алексей Гарнизов (режиссер) сели и создали программу «Господа офицеры». Наверное, с нее началась наша долгая совместная работа.
-9 лет — большой срок. Как их оцениваете?
-Я думал, что за это время произошло. Олег стал «заслуженным» артистом, «народным». Мы создали массу программ, объездили много стран. Мы постоянно придумываем и делаем что-то новое, особенное. Считаю, что все должно происходить только в работе.
-А у вас не было сожаления, что не вы стоите на сцене, а кто-то другой? Вы в тени, но вы именно тот, кто заставляет приходить зрителей именно в этот зал и именно на этого исполнителя?
-Я 18 лет был актером. Я знал, что больше не смогу петь, а это страшно, когда вдруг понимаешь, что никогда не сможешь выйти на сцену, что у тебя, кроме этой профессии, больше нет ничего. Наверное, свыше было определено то, что я занялся музыкальными программами, ведь именно там я нашел новую специальность. Но, как я был артистом, так я им и остался, продолжение моей актерской жизни именно здесь, рядом с коллективом и Олегом Газмановым. Многие мои товарищи идут в шоу- бизнес только с коммерческой целью, я же попал от другого. Вовремя понял, что не ушел из искусства, что сейчас продолжение его. 9 лет — это моя жизнь. Я такой же артист, как Олег, у нас много общего. Другое дело, что в жизни бывают разные ситуации, и мы бываем горячими, но все возвращается на круги своя. Мне нравится ваше поколение, вижу, что вы совершенно другие. Но если в кого-то из вас мне удастся вдохнуть свои переживания, эмоции, идеи, то думаю, что все сложится. Если вы не будете любить свою профессию, то ничего не получится.
-О! Всегда хочется всего побольше и сразу. Это не верно…
-Всем сразу всего хочется, но нужно много трудиться. Может, не так постепенно, как думается, но любое дело всегда можно обосновать так, чтобы все понимали, что ты в нем — профессионал, что ты любишь свою работу и можешь помочь своими решениями.
-У вас есть ученики?
-Конечно. Одна из них — Исаева Анна. Ее я привел с телевидения. Она умная девушка. Мне нужны люди особого склада, так как я долго присматриваюсь к человеку, а потом еще и думаю — «стоит брать, или нет?». С Аней произошла ситуация не простая. Я долго думал, но не ошибся в выборе. Она много чего сделала вместе с нами, работала над самыми крупными проектами Олега. Это и «Первый раунд — 50», и «Песни победы», а чего стоит акция «Не притронься!». В общем, я горжусь ею. Сейчас она перешла в новый этап, и думаю, осилит его достойно.
-У вас есть собственные жизненные правила?
-Да. Любить работу и человека, с которым работаешь так, как любишь себя. А второе — передавать опыт учениками, но при этом осознавать, что ученик никогда не обидит учителя.
Юлия Прус и Денис Бессонов