Ещё одна книга Жюля Верна прочтена, а точнее перечитана. Это «Пятнадцатилетний капитан». Помню, как с упоением читал его в юности, в середине 1980-х. Каждый раз убеждаюсь, что перечитывать книги надо! В разном возрасте делаешь разные акценты, обращаешь внимание на разные вещи, более глубоко и детально прорабатываешь текст.
Вот и здесь так же. Помнился в принципе сюжет, основная канва, но детали уже забылись. Например, я не помнил, как закончили свою жизнь негодяи Гаррис и Негоро, а теперь восстановил в памяти. Не помнил, каков был изначальный маршрут «Пилигрима» и цель его плавания — теперь знаю. Какова дальнейшая судьба негров, из которых я хорошо помню только Геркулеса, — теперь и это знаю. Всё освежилось в памяти и встало на свои места.
Этот роман — одно из самых популярных произведений Верна, его все любят, постоянно переиздают, периодически экранизируют, и есть за что. Это прекрасное произведение с увлекательным, захватывающим сюжетом. Характеры центральных героев выписаны очень хорошо. Что очень важно для формирования личности ребёнка, подростка, читающего этот роман, — это то, что добро отделено от зла: есть с кого брать пример и есть кого ненавидеть. Нет ни одного «половинчатого» персонажа. Главный герой — Дик Сэнд — прямо-таки образец для подражания, идеал, к которому надо стремиться.
Среди других героев примечателен, конечно, негр Геркулес. Остальные положительные персонажи более сглажены, нейтральной окраски, но тоже не лишены симпатичности.
Из всех произведений автора это необычно тем, что помимо трагических и героических поворотов сюжета здесь присутствует и замечательный юмор. Особенно смешно описан негритянский царёк-алкоголик в центре африканских дебрей, который владеет огромной территорией и множеством населения, а сам находится в абсолютной зависимости от рыботорговцев. Единственный его интерес — выпивать по полведра водки каждый день, поэтому неудивительно, что хлебнув ковш горящего пунша, этот горе-властитель вспыхнул изнутри и весь сгорел в считанные минуты, испуская зловонный дым. От него осталась одна косточка и кучка пепла. Эта трагикомическая картина, как и вся жизнь царька и его окружения описана с необыкновенным юмором.
Есть здесь и очередной чудаковатый учёный, знаменитый кузен Бенедикт. Однако он, как и многие предыдущие аналогичные герои, скорее не чудаковатый, а странный. Он зашорен только узкими рамками энтомологии, а всё остальное, даже, скажем, арахнология, зоология в целом, или ботаника — его совершенно не интересует, как не интересует его вовсе и окружающий мир и люди. В общем-то он примитивный и совершенно не интересный. Всё больше убеждаюсь с удивлением для себя, что из всех аналогичных героев интересными были лишь доктор Клоубони, и, конечно, вершина — это Жак Паганель и Сайрес Смит. Все остальные им и в подмётки не годятся.
Хочется ещё сказать пару слов об экранизациях как вообще произведений литературы, так и этого романа в частности. Мы знаем старый советский фильм 1945 г. с юным тогда Всеволодом Ларионовым. А также уже в моём детстве в кинотеатрах прошёл знаменитый «Капитан Пилигрима», цветной, красивый. С одной стороны это здорово, что есть такие вспомогательные зрелищные средства восприятия этого произведения. Но с другой, есть и недостатки. Очень редко когда в фильме удаётся сохранить верные образы и характеры героев, точно передать сюжет и дух произведения. Всегда фильм накладывает свой отпечаток и меняет произведение. Поэтому, хоть смотреть фильм и не возбраняется, но надо обязательно читать, перечитывать и постигать само произведение, что мы и будем стараться делать.
Утопия и антиутопия Жюля Верна — «Пятьсот миллионов бегумы»
Очередной роман Жюля Верна «Пятьсот миллионов бегумы» тоже оказался необычным. Мы знаем что такое утопия – произведение о вымышленной стране, в которой все хорошо и идеально. Позже появился противоположный жанр – антиутопия – это о вымышленной стране, где все плохо и очень плохо. Не знаю, есть ли такие произведения, в которых то и другое совмещено.
Жюль Верн создал именно такой роман. Причем оба вымышленные города находятся на расстоянии 30-40 км друг от друга и не где-нибудь, а на территории США. Бегума – это вдова индийского раджи, которая унаследовала после его смерти несметные богатства – полмиллиарда фунтов стерлингов. Потом она вышла замуж за француза и позже сама умерла, а все деньги остались потомкам этого француза. Оказывается, что потомок только один — доктор Франсуа Саразен. Но когда дело получило огласку, оказалось, что есть и второй наследник. Стоит только получить миллионы, как тут же найдутся неизвестные доселе родственники. Этот второй наследник – немец, профессор Иенского университета, доктор химических наук Шульце.
Первый из них – положительный герой, филантроп, он решил потратить всю сумму на строительство идеального города, где люди будут счастливы и здоровы. Он как врач заботится об их здоровье и создает все необходимые для идеальной жизни условия.
Второй же герой является злодеем-милитаристом, выстраивает свой «стальной» город – Штальштадт, таинственный, закрытый. Что делается в самом центре этого города-завода не знают даже те, кто живут за его стенами, ибо все могут находиться только в определенном отсеке города, за пределы которого проход закрыт. Позже выяснилось, что этот злобный немец разрабатывает там чудовищное смертоносное оружие.
Почему именно так распределились роли? На это есть ответ. Автор пишет роман через несколько лет после франко-прусской войны. Французы унижены ее последствиями, главным из которых была аннексия Эльзаса и Лотарингии. Конечно, в обществе еще сильны антинемецкие настроения. Именно поэтому доктор Шульце наделен такими демоническими чертами, это словно Гитлер в миниатюре, мечтающий, чтобы немцы захватили весь мир и уничтожили все остальные народы. В общем-то этот образ оказался пророческим: Алоизыч родится спустя 10 лет после написания романа. Но пророческим оказался и конец этого героя-злодея. Не буду раскрывать до конца интригу, чтобы желающим прочесть роман было еще что из него узнать.
Критики отмечают, что в этом произведении выступает необычный Жюль Верн, не тот к которому мы привыкли по предыдущим произведениям. Доселе это был романтически настроенный автор, уповающий на то, что человечество будет использовать научно-технический прогресс только во благо себе, а прекрасные положительные герои будут властителями дум и хозяевами земли. Однако здесь, в этом произведении появляется уже определенная доля скептицизма и мрачности. Впервые появляется опасный герой-злодей, деятельность которого может быть опасна для всего человечества. Автор как бы предчувствует, что греховная природа человека может натворить много бед, если такой злодей дорвется до власти. Так что это еще и своеобразный роман-предупреждение, а это тоже особый жанр романа, который появится позже.
Вадим Грачев