В свое время я очень сильно увлекался историей русского театра, перечитал массу книг. Усвоил в общих чертах что такое МХАТ, Малый, Вахтанговский театры, другие столичные и некоторые провинциальные театры. Слушал много записей голосов великих актеров. Это была непередаваемая атмосфера — сидеть зимним морозным вечером у радиоприемника с чашкой горячего чая и слушать, например, радиоспектакль «Таня» с Марией Ивановной Бабановой в главной роли!
Так вот в книгах о театре, в частности у К. С. Станиславского, часто упоминается Итальянская опера. Великий режиссер и актер вспоминает, как он любил ходить на гастроли итальянской оперы, слушать корифеев, восхищаться чудными голосами. Особый восторг у него вызывала Величайшая исполнительница Аделина Патти. Я запомнил всего лишь одну фразу, которая навсегда вошла в мое сердце. Станиславский говорил: «Когда начинала петь Патти, в театре всходило Солнце!» Это было сказано так образно и красиво, что с тех пор имя Аделины Патти вызывает у меня душевный трепет и восторг.
Я с тех пор пытался где-либо отыскать хоть какую-то информацию о певице. Находил кое-какие скупые строчки то в энциклопедиях, то в одном из рассказов А. П. Чехова, который обронил одну только фразу: «Патти начинала как уличная певица» — и это заставляло работать мою фантазию, сочинять в уме ее биографию! Так мне было все интересно, что связано с ее именем! Так и представлял ее в окружении мужа, многочисленного семейства, в домашних заботах, на гастролях!
Короче говоря, образ Аделины Патти стал мне очень интересен. Слышал я и о том, что где-то в природе существуют записи ее уникального голоса. Долго искал, узнавал, в Интернете ковырялся. И вот, наконец-то сегодня впервые я услышал этот голос после 15-летнего ожидания! Разместил ее запись 1905 года в роли Церлины из оперы Моцарта «Дон Жуан». Сбылась моя многолетняя мечта! Предлагаю и вам послушать эту великую певицу.
Ария Церлины «Накажи меня, Мазетто…» (Моцарт, «Дон Жуан»). Adelina Patti, soprano; Landon Ronald, piano 1905.
Вадим Грачев
Послушал этот удивительный голос из прошлого и словно очутился в 19-ом веке!
Станиславский прав. В Аделине Патти есть что-то загадочное и светлое. Настоящее творчество вне времени…
Благодарю за эту рецензию!