Икона «Благодатное Небо» — откуда Васнецов черпал вдохновение?

Похоже, иконы привлекают нужные события… В августе у меня были два прекрасных события. Первое — я написала редкую икону «Благодатное Небо». Перевела в церковный канон академический вариант Васнецовской фрески и отправила на Международный арт-конкурс духовного искусства «Православная Россия» в Москву. Жюри из искусствоведов, реставраторов, церковных служителей, художников из Союзов Москвы и Евразии, Всемирного фонда искусств дали моей работе достойную оценку. И я, находясь в списке победителей, вознадеялась на участие в обещанной передвижной выставке по стране и за границей. Все это прекрасное мероприятие напомнило мне дореволюционное передвижническое течение. Передвижники прошлых веков, кстати, несли идеи трагического народничества и веру в преображение.

Икона Божией Матери «Благодатное Небо», Васнецов

Самое интересное, что образ «Благодатное Небо» мне оказался знакомым. Я видела Васнецовские росписи воочию в Киевском Соборе, когда ездила на Покровский кинофестиваль. Художники-передвижники Васнецов и другие придали храму фантастично древнерусский вид. Моя память рисует храмовый полумрак, лампады, множество мощей, росписи… Вспомнила я, что академическая икона с этой фрески, висит в Кисловодском Свято-Никольском храме. В последнем варианте Богородица имеет черты Мадонны Рафаэля.

В самом деле, откуда Васнецов черпал свое вдохновение? Неужели у Рафаэля? Как оказалось, вдохновением для фрески послужил святой образ материнства. Жизненная картина из семейных будней художника. Жена Васнецова вынесла ребенка на улицу, и тот, всплеснув рученьками, как бы обнял облака, небо, птиц… Именно так, должно быть, младенец Христос обнимал весь мир своей Божественной любовью на руках у Богородицы. Одна и та же мысль умиляла и в эпоху Возрождения, и в эпоху Передвижничества, и сегодня в 21 веке. Очень часто мы видим как один и тот же образ кочует с одного века в другой, с одного полотна на другой, и видим в образах общее черты. Но живопись в России не всегда была такой, как мы знаем.

Окно в Европу прорубил еще Петр I, отправив иконописцев учиться у западных художников. До этого на Руси господствовала каноничная икона в технике яичной темперы. После западного обучения в России, особенно в Санкт-Петербурге появилось множество академических масляных икон с переработанными образами Тициана, Леонардо да Винчи, Рафаэля… Появилась в иконописи некоторая свобода. Вот и Васнецов сделал идейную зарисовку и позже показал ее заказчику — профессору Прахову. А тот, в свою очередь, показал свое видение росписи алтарной апсиды — силуэтную зарисовку, которую ранее он и его помощник узрели на штукатурке… Видимо пожелания заказчика идеально совпали с творческим видением художника-передвижника. И самое главное, извод каким-то образом совпал с церковным видением и получил благословение Епископа. И тут мы наблюдаем, как живописный образ шагнул в канон. Для чего понадобилось несколько столетий!

Виктор Михайлович Васнецов

И все же самое главное, то что Васнецовский извод — знаковое событие 19 века. Это явление русского самосознания, которое неотделимо от духовных исканий и ознаменовало экономический, культурный, технический прогресс царской России. До русского извода популярен был другой литовский каноничный образец «Благодатного Неба», привезенный еще в 14 веке литовской супругой московского князя Василия I. По Карамзину ясно, что литовское «Благодатное Небо» стало символом благоденствия Литвы над Русью. Ига литовского. Родственнички княжны Софьи Литовской оказались властолюбивыми, алчными не менее татар и монгол. Воспользовавшись родственными связями, литовцы захватывали одни русские города за другими. Не побрезговали и княжеством внезапно умершего зятька — Москвой. Хитростью, коварством, огнем и мечом проторили дорогу на Русь…

И второе событие. После всеобщих запугиваний коронавирусом, я рискнула уговориться и поехать на Грушинский фестиваль на море, и отдохнуть. Юра Грушин, коллекционер живописи, путешественник, организатор путешествий и Грушинских фестивалей в Зеленокумске, почетный гость Грушинских фестивалей в Тольятти, в очередной раз нанял у мужа автобус, оплатил наш семейный отдых, собрал именитых друзей со всей России, художников, бардов, музейных работников, преподавателей МГУ и еще каких-то своих родственников из клуба «Мы вместе». И все мы поехали отдыхать в Краснодарский край. Это так интересно! И песни они по дороге поют, и на гитарах играют. С собой всегда берут генератор, усилитель и колонки.

Грушинский фестиваль отдыха прошел на диком пляже в палатках в километре от цивилизации и от нас, потому что мы оказались неготовыми жить в палаточных условиях. Но зато посмотрели, как это делают другие, что для этого надо. Как надо готовиться, что брать с собой, чтоб не зависеть от общества, магазинов, отелей, Интернета, телефонов, вышек. Сегодня эта тема очень актуальна, на мой взгляд. Хорошо, что не одна я такая неподготовленная. Например, Митяев, Розенбаум, Котеночкина и другие барды никогда не останавливаются на Грушинских фестивалях в палатках. И, конечно, Грушин хочет получить мою икону в свою коллекцию. А я надеюсь на интервью с ним.

Светлана Фатьянова

историякультураПреображение
Комментарии ( 3 )
Добавить комментарий
  • Тимур

    Интересно… Как только не приходит вдохновение к творческим людям.

  • Николай

    Вот как оно оказывается на самом деле.

  • Светлана

    Иконы могли быть разного происхождения. Были иконы чудесно обретенные, нерукотворные, составленные по портрету и словесным описаниям, прижизненные портреты святых, переведенные в канон, заимствованные из другого христианского течения, переработанные в канон живописные полотна.