Рождество Господне император провел в Ахене, а Пасху — во Франкфурте. По прочтении хроники Саксона Анналиста

Одолел еще одну средневековую европейскую хронику – на сей раз Саксона Анналиста. По объему она в два раза меньше Саксона Грамматика, но, тем не менее, вместе с комментариями и приложениями занимает свыше 700 страниц. Хроника этого безымянного автора охватывает период времени почти в 400 лет — с 741 по 1139 годы. В основном он пользовался при составлении этого труда хрониками своих предшественников. Часть этих хроник не дошла до нашего времени, что придает особую ценность данному историческому источнику.

По своему типу это сочинение относится к анналам, то есть все исторические события перечислены по годам. Количество информации, посвященное каждому году, очень различно: от одного абзаца до нескольких страниц. Конечно, я не историк, и вряд ли запомню всю эту огромную вереницу императоров, герцогов, епископов, римских пап, королей и королев, заступавших в должность и умиравших каждый год. Однако когда ты прочитаешь эту огромную панораму жизни средневековых людей Европы за четыре столетия, то начинаешь понимать, чем жили эти люди, в каком «соку» они варились, что для них было главным, а что второстепенным и т. д.

Почти каждый год начинается с указания, в каком городе император встретил Рождество и Пасху, иногда также указываются Троица, Великий пост и другие праздники и события. Почти всегда это разные города, и какой-то единой традиции в этом плане у них не было. Видно, что для Средневековой Европы это было главным и образовывало основу жизни. Существенную часть жизни средневекового европейца занимали религиозные и политические события. Такое впечатление, что правители, большие и маленькие, только и делали, что молились, постились, отмечали праздники и дрались, воевали друг с другом. Особых развлечений у них было немного, поэтому, например, анналист всегда отмечает какие-то необычные вещи в природе: северное сияние, солнечные и лунные затмения, нашествие саранчи, различные эпидемии и эпизоотии, ураганы, наводнения и пр.

Кстати, упоминаются события не только внутриевропейские, из германского мира, но и из других стран: Византия, Италия и наша Русь. Анналист периодически отмечает, что происходило в этих дальних пределах: кто из правителей впадал в ересь, кто женился на германских невестах, кто вступал в военно-политический союз. Много приведено информации о крестовых походах, упоминаются правители и «короли» Руси: Ольга, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах – иногда персонально, иногда безымянно. Чехи и поляки уже давно обособились и упоминаются в качестве отдельных народов со своими правителями. Однако довольно часто фигурируют и просто «славяне» — это, очевидно, те самые балтийские славяне, которые были очень близки и родственны древним новгородцам. Иногда упоминаются даже их отдельные племена, например, лютичи. И практически всегда, без исключения, отношение к ним воинственно-презрительное. Всегда германцы дерутся с этими язычниками и стараются их победить, правда, удается им это не всегда. Эти славяне будут постепенно вытесняться и поглощаться немцами аж до нового времени. Говорят, что еще в 18 веке на севере Германии говорили по-славянски, а уже к концу 20 века у тех северных немцев осталось смутное воспоминание, что их далекие предки были славянами. Да еще остался маленький осколок в виде лужицких сербов, доживших и до нашего времени.

В целом же по прочтении этой хроники возникает еще такое интересное ощущение: людей того времени в основном интересуют только свои внутренние события. Они даже помышлением не выходят за рамки Европы и ближайшего окружения. Словно варится и бурлит этакий горшочек «европейской каши», не выплескиваясь через край. Для них пока не существует ничего за пределами этого «горшочка». Потребуется еще 500 лет до того времени, когда появится гений Колумба и других людей, страстно порывающихся за пределы Старого Света, до Великих географических открытий, когда человек сначала в своих мыслях, а потом и физически освоит всю планету. Пока же император встречает Рождество в Ахене, Пасху – во Франкфурте, и этого ему вполне достаточно.

Вадим Грачев

историякультуралитература