«Хорошее кино западает в душу…»

Как известно, президент Владимир Путин поручил правительству перевести производство и прокат национальных фильмов для детей и юношества на государственное финансирование. Документ опубликован на сайте Кремля. О чем идет речь? Зачем государству финансировать фильмы для школьников? Есть мнение, что это шаг, по сути, к возрождению уникальной советской системы детского кинематографа, который дал нам сотни киношедевров и на котором выросли поколения зрителей, имевших внятное представление о том, чем отличаются Добро и Зло. А в самом деле: поможет ли прямая господдержка вернуть на экраны новое большое детское кино? Мы решили изучить вопрос и выяснить, как к этому указу относятся сами кинематографисты.


О чем были дискуссии


Вопрос возник, конечно, не вчера. О том, что наше детское кино сегодня в лучшем случае похоже на бледную кальку с голливудских образцов, — известно всем. На каждом околокультурном форуме кинематографисты разных школ и поколений так или иначе размышляли: хорошо бы, если б государство взяло детские фильмы под свое крыло. А кульминацией всех этих разговоров в минувшем июне стала дискуссия на Совете при президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей — под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Дискуссия прошла не зря.

Вице-премьер правительства Татьяна Голикова приводила конкретные цифры: «Фондом кино ежегодно выделяется миллиард рублей на производство фильмов для детей и семейной аудитории». Среди успешных начинаний — Институт развития интернета, в просторечии «министерство культуры в Сети»: с его участием вот-вот будет запущено не менее 250 аудиовизуальных проектов, а к 2024 году — все 750.

Кажется, нет такого человека, кто не смотрел «Приключения Буратино», где Ролан Быков сыграл кота Базилио.

Но ведь произвести контент одно — другое дело, будут ли его смотреть те юные зрители, кому он адресован? Астраханский губернатор Игорь Бабушкин, поделившись мыслями о старом фильме «Офицеры» и новых «Подольских курсантах», эмоционально предложил: нужна система, скажем, в рамках нацпроекта «Образование» прямо финансировать коллективные походы школьников в кинотеатры, организовать просмотры фильмов на интернет-платформах.

«Деньги мы найдем, но где найти сценарии? По-моему, сейчас очевиден кризис жанра», — размышляла Валентина Матвиенко. Режиссер Никита Михалков, назвав проблемы в воспитании молодого поколения «системными и страшными», предложил: «У меня даже была идея брать старые сценарии «Суворов», «Кутузов», «Корабли штурмуют бастионы», те старые сценарии великих исторических картин, и в новых технологиях снимать это кино. Потому что это работало».

Никита Михалков

А шире всех, пожалуй, подошел к вопросу гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров: пора возрождать систему советского кинематографа, которая была лучшей в мире. Но каким образом? «Мне кажется, имело бы смысл создать какую-то структуру либо в рамках минкультуры, либо в рамках Фонда кино, где был бы генпродюсер и были бы редакторы. Они и разрабатывали бы, и отвечали за программу создания фильмов для детей и подростков — как и было в советском кинематографе».

Чем завершилось обсуждение? Вскоре после него в перечне поручений президента министерству культуры появился пункт: найти возможность за счет бюджета водить детей в кинотеатры, на фильмы, развивающие их «на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей». И вот новый поворот. Государство даст денег на кино. Оно же оплатит билеты. Для современной истории — просто невидаль.


Что говорят киноромантики и кинореалисты


Как будет выстроена новая система финансирования детского кино? Появится ли новая структура в минкультуры, отвечающая специально за детское кино? Станет ли, как в прежние времена, флагманом производства детских и подростковых фильмов вновь Киностудия им. Горького? Строить прогнозы, фантазировать пока никто не спешит. Вопрос серьезный — требует подхода вдумчивого.

На Киностудии им. Горького лишь твердо подчеркнули: «Указ о полном госфинансировании — мера необходимая и своевременная». За последние годы здесь полностью перезапустили собственное производство — начали снимать документальные и научно-популярные фильмы, возродили знаменитый киножурнал «Хочу все знать!». Вышло на экраны подростковое фэнтези «Календарь ма(й)я». Прошли премьеры двух комедий, снятых в сотрудничестве с другими кинокомпаниями, — «Мой папа-вождь!» и «Молодой человек». Зимой в прокат выходит семейная комедия «Дядя из Чикаго». Завершены съемки детского детектива «Чижик-Пыжик возвращается». Кинофабрика берет разгон.


«Детская аудитория — часто протестная, бунтарская. Нужно уметь разговаривать с ней»


Юлиана Слащева, гендиректор Киностудии им. Горького и председатель Совета директоров «Союзмультфильма» поделилась: «Уже сегодня государство помогает в создании контента, который, в свою очередь, не только привлекает зрителей — его замечают крупные игроки рынка, бизнеса и инвесторы. Уверена, что государственное финансирование подтолкнет качественное развитие целого жанра в кино».

Гендиректор «Ленфильма» Федор Щербаков рассуждает: «Контент для детей и юношества всегда очень сложен. Потому как детская аудитория — часто протестная, бунтарская. Нужно уметь разговаривать с ней. Классики «Ленфильма», такие как Динара Асанова, например, блестяще справлялись с этим. Я убежден, что у нынешних наших мастеров кино это тоже получится».

Кадр из фильма «Последний богатырь. Посланник тьмы». Избушка на курьих ножках разгуливает по Москве.

Известный сценарист, художник и актер Александр Адабашьян, вспоминая картины, созданные им вместе с режиссером Анной Чернаковой — «Собачий рай», «Жили-были мы», «Про Лелю и Миньку», — говорит: «Мы все время с нашими картинами существовали впроголодь». Хотя, казалось бы, истории в традициях советского кино, снимались звездные артисты, но… «Мы выиграли на днях конкурс в минкульте на экранизацию гайдаровской книги «Судьба барабанщика». Это часть нужного нам бюджета, остальное мы должны искать сами, — продолжает Адабашьян. — А поиск денег всегда чрезвычайно затруднен. Все ведь, вложившись, хотят получать прибыль. Но детское кино — это все-таки не про прибыль».

Средства нашел, снял фильм, смонтировал — а дальше? Прокатывать кино для детей и подростков современные кинотеатры не хотят. Причина та же — на этом не заработаешь. Ситуацию с прокатом Адабашьян называет просто: «ущербность».

С ним согласен легендарный советский режиссер Александр Митта — а он на фильмах для детей собаку съел. Его «Друг мой, Колька!» посмотрели почти 24 миллиона зрителей. Потом были «Звонят, откройте дверь», «Точка, точка, запятая…». С прокатом, сборами и фестивальными гастролями — какие и не снились многим в наше время. «Конечно, без господдержки проката, — говорит Митта, — детскому кино пробиться на современный кинорынок трудно».

Кадр из фильма Александра Митты «Друг мой, Колька!»

И что касается системы детского кинематографа — по мнению Александра Митты, она не может строиться по лекалам блокбастеров. Он уверяет: люди, которые создают кино для детей и подростков, — на других не похожи. «Они не относятся к кино спекулятивно, это подвижники, это романтики, которые еще хотят, чтобы кино что-то значило в нашей жизни. И я уверен, тут прямая связь: с государственным финансированием будет больше хороших картин».

Многие говорят о том же, на что обратил внимание Шахназаров: нужно вернуть и институт редакторов. Стоит вспомнить о них — поднимается крик о «цензуре». Просто путаница в головах и в понимании критериев профессии. На самом деле речь — о профессиональном подходе к будущим фильмам уже на уровне сценария.

Еще одну опасность видит Александр Адабашьян: «Сейчас объявятся тысячи кинематографистов, которые будут уверять, что всю жизнь мечтали снимать кино для детей. А потом мы получим фильмы, где дети играют в двух-трех эпизодах, — а все остальное будет тем же самым, что мы нередко видим на экранах и сегодня. И что смотреть противопоказано. Важно от этого застраховать детское кино».

Александр Адабашьян

Кстати


Пока все думают, что ждет детское кино в свете новых государственных подходов, — в столичном Доме кинематографистов прошла выставка фотопортретов создателей наших знаменитых анимационных фильмов. Тут что ни имя — мировая слава! Леонид Шварцман, Гарри Бардин, Федор Хитрук, Александр Петров… Всего на выставке 50 мультипликаторов — и их рисунки. Мастера будто из тени вышли — очень вовремя — с заветом молодым: осваивая горизонты детского кино, не забывайте оглянуться.


Кино в цифрах


По количеству зрителей и кассовым сборам первые три строчки в списке самых успешных фильмов, снятых в России для детей и подростков, занимает трилогия режиссера Дмитрия Дьяченко «Последний богатырь», «Последний богатырь. Корень зла», «Последний богатырь. Посланник тьмы». В общей сложности на эти три фильма было продано около 22 миллионов билетов.

Абсолютный лидер проката среди фильмов, снятых в России для детей и подростков, — трилогия «Последний богатырь».

Вслед за фильмами Дьяченко в списке кассовых российских фильмов для детей — «Конек-Горбунок» режиссера Олега Погодина — 4 813 001 зритель.

Дальше снова богатыри, только на этот раз анимационные фильмы студии «Мельница». Самый успешный фильм из этой серии «Три богатыря на дальних берегах» посмотрели 4 026 596 зрителей. Он на пятом месте в рейтинге детского и подросткового кинопроката.

Всего по российской франшизе полнометражных мультипликационных фильмов о приключениях трех самых известных богатырей, начиная с 2004 года, снято уже 11 серий. В общей сложности на них было продано более 22 миллионов билетов.

Фильм «Частное пионерское» вышел в 2012 году и снят в лучших традициях фильмов для детей.

Прямая речь


Ольга Казакова, председатель комитета ГД по просвещению, координатор партийного проекта «Единой России» Культура малой Родины»:

«Решение по поддержке детского кино — это очень сильная позиция государства по защите и воспитанию детей.

Ведь детское кино не развлечение, это урок. Только форма подачи иная — не класс и учитель, а зрительный зал и история героев, через которую дети узнают о дружбе и предательстве, о помощи или безразличии, о ценности семьи, об исторических событиях. Плачут, смеются и через это учатся сопереживать. Хорошее кино западает в душу, его можно помнить всю жизнь, потому что, когда смотрел, что-то понял впервые в жизни. Это очень мощный инструмент воспитания! Но только если детские фильмы делать профессионально, со знанием дела и детской психологии».

Максим Васюнов, «Российская газета» (rg.ru)

кинокультураПреображение