Евдокия Дмитриевна Турчанинова — великое явление русской культуры

Давно и с большим интересом изучаю историю русского театра. Сколько великих, имён, великих пьес и инсценировок, великих достижений! Лично мне русский театр дорог прежде всего тем, что выражает русский национальный дух — яркий, самобытный. Даже если это иностранная пьеса, наши великие актеры способны высказать в ней что-то свое, что делает эту пьесу достижением русского искусства, а не только, например, английского, или французского. Для меня олицетворением великого русского искусства является Малый театр.

Актриса Евдокия Дмитриевна Турчанинова

Это целая эпоха в развитии театра. Это театр вечный и вечно молодой. Хотя даже великий МХАТ намного младше Малого. Историю Малого театра можно изучать всю жизнь, настолько она велика. Я бы очень советовал тем, кто любит Россию и русское искусство начать с Малого театра. Возьму лишь один небольшой фрагмент его истории — знаменитых трех «старух». В Малом Театре слово «старуха» не является оскорбительным, а скорее наоборот, хвалебным. Если актриса стала играть старух, значит достигла вершины своего мастерства. Три великих старухи — Это Александра Александровна Яблочкина, Евдокия Дмитриевна Турчанинова и Варвара Николаевна Рыжова. Каждая из них действительно «на должности» старухи пробыла очень долго — первая прожила 98 лет, вторая — 93, третья — 92.

Вообще долгожительство для Малого театра — нормальное явление. Эти три великие старухи возвышаются как гора с тремя вершинами. И все же самая высокая вершина — Турчанинова. Её величие проявилось во многом. Хотя бы один такой факт, как обширность репертуара. Яблочкина и Рыжова были несколько ограничены в амплуа. Первая играла только светских дам, дворянок, помещиц, буржуазных женщин. Вторая — простонародье — свах, нянюшек, мамушек, приживалок, крестьянок. Турчанинова же органично жила и в тех и в других ролях. Яблочкина и Рыжова никогда не играли роль в очередь друг с другом. Турчанинова же играла в очередь и с Яблочкиной, и с Рыжовой. Да еще наполняла эти образы такой глубиной и мудростью, что действительно возвышалась над другими как вершина горы.

Когда я слышу голос Турчаниновой, то в моем сердце возникают самые родные и заветные русские образы — русские сказки, песни, Пушкин, Некрасов, Островский. Я мысленно вижу картины Нестерова, Васнецова, мне чудится музыка Глинки, Чайковского и Мусорского. Я вижу картины родной природы — лес, луга, болота, речку, подернутую туманом. Я представляю запах свежего хлеба, молока и душистого сена. Мне видится удалой русский праздник, или слышится тоскливая, протяжная песня. Короче говоря, голос Евдокии Дмитриевны Турчаниновой я бы назвал голосом самой России — настолько её гений вобрал всё то лучшее, доброе и яркое, что есть в русском народе. И если бы спросили, с чем у меня ассоциируется Россия, то в первую очередь я бы сказал с Турчаниновой.

Годы её жизни довольно давние (1870-1963), но к счастью, от неё осталось огромное наследие в виде записанных на плёнку спектаклей, фильмов, записанных на радио постановок, литературных произведений, сказок, воспоминаний. Есть две книги о её творчестве. На сайте Малого театра www.maly.ru есть страничка, посвященная ей и все желающие могут услышать этот дивный голос — низковатый, глуховатый, порой — надтреснутый, порой высокий, порой грозный, порой ласковый. У меня в аудиозаписях есть несколько сказок, исполненных Турчаниновой. Взять хотя бы русскую сказку «Ивашечка». Каким мастерством надо обладать, чтобы показать таких разных героев, такие разные оттенки характера. Представляю, какой за этим стоит титанический труд.

Вот Ивашечка выражает довольство и радость: «Челнок, челнок, плыви к бережку — то меня батюшка зовет». И ты так и видишь этого сидящего Ивашечку, радостного, что наловил много рыбы, потрудился, что сейчас он отдаст ее батюшке. А вот, услышав голос злой старухи он тревожно и протяжно говорит: «То не ма-амушка родная, то ста-аруха злая». А вот Ивашечка на краю гибели умоляет гусенка «Гусенок мой, лебеденок мой, забери меня». А каким мастерством надо обладать, чтобы изобразить дважды одну и ту же старуху, первый раз с низким и страшным голосом, а второй раз с перекованным горлом, когда голос стал походим на голос Ивашечкиной матери, но душа то у старухи осталась злобной, соответственно надо произнести речь тем же голосом, но совершенно с другой внутренней, душевной окраской! И это только одна сказка. А таких дивных, красивых, русских ролей было у Турчаниновой сотни.

А как она играла иностранок — англичанка миссис Хиггинс в «Пигмалионе», француженка мамаша Гранде в «Евгении Гранде», испанка Долорес в пьесе Щепкиной-Куперник, да разве всех упомнишь! Запись Пигмалиона тоже есть в моих видео — это просто чудо, как эта наша родная русская старуха, то дворянка, то крестьянка, преображается и становится чопорной англичанкой. Как много было подвластно гениальной Турчаниновой. Очень жаль, что сегодня мало ее знают. Я, пользуясь этой возможностью, настоятельно советую всем, особенно патриотам России, познакомиться с творчеством этой одной из самых великих русских актрис!

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

«Наговорная водица» — шедевр от Евдокии Турчаниновой

Евдокия Дмитриевна Турчанинова — Бабушка всея Руси

Хитрая баба

Перед Балканами. Москва. Калитниковское кладбище

Малый театр — сокровищница русского духа

О русской душе и Малом театре

МХАТ — больше, чем театр

 

культуратеатр
Комментарии ( 11 )
Добавить комментарий
  • Е.В.

    Полностью согласна! Слушать и смотреть великих мастеров нашего театра, таких как Турчанинова — это словно испить свежей воды из чистого родника!

  • Александр. А

    Да, Малый — велик! Благодарю за статьи, которых сейчас мало на просторах рунета. Великая классика постепенно забывается, а жаль — новое пока хуже. Хорошая подборка по культуре у вас идет.

    • Роман

      Это точно — раньше поэты, писатели, художники, певцы и актеры были великими. Увы, оскудела нынешняя Русь талантами…

  • Культуролог

    Благодарю за статью! Подпишусь под каждым словом автора. Невольно заинтересовался темой, так как слушаю записи Малого не первый год и не перестаю удивляться качеству игры прежних актеров! Все роли Евдокии Дмитриевны были сыграны гениально. У неё не было «проходных» ролей. А уж как она сказки рассказывала! Это надо слушать, даже не передать словами. Сравниться с ней в этом может только не менее гениальная рассказчица сказок актриса Мария Ивановна Бабанова! Эти имена — золотой фонд русской культуры!

  • Валентина

    Обязательно слушайте, если еще не слышали этих и многих других выдающихся актеров. Печально, но молодое поколение практически не знает классику русского театра, а ведь соприкосновение с настоящим талантом формирует вкус на всю жизнь.

  • Грачев В.С.

    К счастью сегодня есть интернет, и все, кто хочет, могут познакомиться с этим прекрасным искусством!

    • Мария

      Это, конечно, так. В современном обществе Интернет заменяет любую энциклопедию, только вот многие даже и не знают, кого и что в нем искать. Но я уверена, что настоящая классика — настоящие таланты, несущие вечные ценности никогда не забудутся!

  • Грачев В.С.

    Порой очень ценным будет совет того, кто знает. Поэтому я всегда очень ценю, если знающие люди дают списки — что прочитать, посмотреть, послушать и так далее.

    • Георгий

      Совершенно верно. Рекомендации мудрых людей, заслуженных педагогов — это клад. Поклон всем, кто пишет о настоящей культуре, вечных духовных ценностях. А искать что-то без навигатора — это как плыть в море без штурвала. Я, кстати, сам многое почерпнул из Ваших статей. С благодарностью к Вам!

  • Грачев В.С.

    Это и есть главная цель написания статей. Сердечно Вас благодарю на добром слове!

    • Анна

      Спасибо Вам, уважаемый Вадим Сергеевич и всем сотрудникам, журналистам «Эксклюзива» за полезную и интересную работу! Дальнейших успехов, новых актуальных тем!