Очень мягкое кино. В том смысле, что здесь нет ничего от шумных блокбастеров, от острых социалок, от замешанных на интригах и насилии современных сериалов. Здесь только истории двух друзей, и то, что друзья эти понтифики, причем папы Римские, не значит, что перед нами 125 минут из жизни скучных святош. Как не значит, что перед нами моменты истины, громких разоблачений, стеба… ну в общем — это и не Соррентино, ничего похожего на «Молодого папу» здесь нет. Разве только одна тема повторяется — противоборство нового с вечным.
И, кажется, что это неслучайно. Не удивлюсь, если «Два папы» это проект Ватикана, созданный в противовес «Молодому папе».
И здесь на актуальный вопрос – оставаться ли Церкви неизменной или идти в ногу со временем и разрешать то, что еще вчера было запрещено – дается однозначный ответ. Все зависит от глубины веры. Если ты думаешь, что Церковь — это не от Бога (как Толстой, например, думал), то ты выбираешь либерализацию веры. А если же для тебя Церковь и ее Таинства неразрывно связаны со спасением, то о какой же коррекции заповедей может идти речь?
Люди были людьми всегда, но Церковь оставляла им надежду на то, что они все-таки могут приблизиться к Божественному. Не наоборот – никто никогда не ждал, что Церковь и Бог приблизятся к людям (это уже случилось однажды), и только в последние два века человечество настолько обнаглело, что говорит Богу – Тебе надо, Ты и подстройся под нас.
В общем, по сюжету – один папа стоит за старое, другой – за новое. При этом один хочет уйти с Римского престола, другой (будучи епископом, а не Папой) хочет подать в отставку. Но встреча понтификов в Риме меняет все – и планы и их самих. Два самых популярных католика, которые до этого враждовали и открыто не любили друг друга – становятся лучшими друзьями.
Они танцуют танго и смотрят футбол! Кто сказал, что это не дело святых отцов? В танцах и в «религии миллионов» не меньше красоты, чем в Сикстинской капелле. Которая, к слову, в фильме тоже есть, более того, локация это неслучайная.
По большому счету перед нами камерная история. Весь фильм – это диалог двух пап. На фоне обвинений прессой Ватикана во всех смертных грехах, на фоне католических ритуалов при выборе папы Римского, наконец, на фоне истории двадцатого и двадцать первого веков. Этот диалог двух священнослужителей будто корабль прорывает ткань и пространства, и времени… И никто не знает, что ждет его впереди. Айсберг? Пустыня? Тайная Вечеря?
Фильм закончится на трогательной ноте, но этот корабль, на котором два капитана говорят об очень важных для нас всех вещах, еще будет плыть. Потому что хорошее кино никогда не заканчивается финальными титрами…
Максим Васюнов
«Молодой папа», первый сезон. Сериал не для тех, кто хочет отдохнуть