Наш сегодняшний гость — Андрей Андреев (актёр, режиссёр документального кино, член Союза Кинематографистов, Гильдии Актёров Кино России, Гильдии организаторов производства и проката фильмов).
Окончил Театральное Училище им. Б.В. Щукина (ВУЗ) при театре им. Евг. Вахтангова. Работал в качестве актёра на киностудиях и в театрально-концертных организациях СССР — “Мосфильме”, на Центральном телевидение — «Что? Где? Когда?» помощником ведущего — В.Я. Ворошилова — в кадре.
Участник мероприятий телекомпании ВИД, Совета Федераций и Госдумы РФ, Федерального агентства земельных ресурсов РФ, Управления Делами Президента, Православного культурного центра «Живоносный источник» и др.
Организатор совместного кинопроизводства в Голливуде, США. Автор творческих проектов в Европе: Германии, Франции, Литве. Специалист по связи с общественностью коммерческих и общественных организаций США, Канады и др.
Как актер снялся в 40 советских и российских фильмов: «Два капитана», «Михайло Ломоносов», «Братья Карамазовы», «Папины дочки», «Золотая рыбка в городе N», «Егорино горе» и другие. Театральные работы: «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Прощание в июне» Вампилова и др.
Любопытно, что художественный фильм «Егорино горе» 2008 года предвосхитил картину «Дети Божьи». Комедия, в которой А. Андреев сыграл роль отца Иоанна, высмеивает печальные реалии деревенской жизни: страшную разруху и упадок нравов. Все жители Глухомани пьют и дебоширят. И только батюшка Иоанн наставляет людей на путь истинный, взывая к их совести и разуму.
С этого же года А. Андреев начинает снимать свое документальное кино. Картина «Дети Божьи» участвовала в четырех Международных кинофестивалях: «Лучезарный Ангел», «Радонеж», «Сталкер», «Покров». На Х1 Международном кинофестивале «Покров» в Киеве Андрей Андреев получил Приз зрительских симпатий и специальный диплом «За дела милосердия» в России.
-Андрей Олегович, расскажите, пожалуйста, о Вашей первой роли и актерской карьере в целом.
-Мама, Царство ей Небесное, у меня была сценаристом, а папа, дай Бог ему здоровья, режиссер и актер. Поэтому я снялся в первый раз в кино когда мне было 12 лет в 1976 году в к/к Два капитана замечательного режиссера Е. Карелова и это положило начало моим встречам с выдающимися режиссерами, актерами и вообще миром кино. Я считал, что кино это самое замечательное из всех занятий и поступил в театральный институт, где и начал активно сниматься. На ТВ мне посчастливилось работать с основателем программы «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» В. Я. Ворошиловым. Так продолжалось до развала СССР. Вместе с СССР перестало сниматься и кино…
Как-то раз в видеосалоне в одном из американских фильмов я увидел актера очень похожего на меня. Я написал сценарий про двух двойников из России и Америки полный невероятных приключений, нашел адрес этого актера и отослал ему сценарий с предложением сделать совместную кинокартину. Не сразу, но я получил от него приглашение и полетел в Америку. Там, по воле Божьей, у меня было ряд встреч с крупнейшими продюсерами Голливуда: Douglas Wick, Bill Benenson, Klaus Lintshinger, Julian Ludwig, в результате чего мы с этим актером основали кинокомпанию, по производству русско-американских малобюджетных фильмов.
Кризис 1994 года, который окончательно добил наше кинопроизводство сделал совместные постановки нерентабельными. Жизнь давала мне что-то узнать, но, к счастью, уберегла от окончательного погружения именно в этот вид деятельности. Сейчас я во всем этом вижу провидение и глубокий смысл… А тогда я, вложивший столько работы, сил, времени и средств, просто заболел. Я начал ходить в Церковь, покрестился. Несколько лет я приходил в себя и постепенно начал писать и сниматься в оживающем российском кино и только что появившихся сериалах. И ездил по монастырям. Так прошло несколько лет. Я почувствовал, что хочу снимать сам и по своему сценарию. И написал сценарий полнометражного художественного фильма, который принял к производству очень серьезный продюсер. Вот-вот уже должны были начаться съемки, и тут произошел кризис 2008 года, в очередной раз не давший реализоваться тому, ради чего я напряженно и вдохновенно работал… Но я очень хотел снимать СВОЕ кино и в этой ситуации у меня оставался один выход — снимать документальное кино.
Так я снял пару фильмов, так или иначе связанных с Православием. И вот как-то раз, возвращаясь с очередных съемок, я проезжал мимо Троице-Сергиевой Лавры. Было ранее утро, и я сам не зная почему, вышел из машины и пошел в Лавру. Оказалось, что это был день памяти Св. Пр. Сергия Радонежского. В честь Праздника нужно было звонить в Большой колокол. Набрали добровольцев, среди которых оказались о. Евгений и я. Так мы и познакомились. Через некоторое время я приехал к нему в гости. А через пару месяцев у батюшки сгорел храм. На сей раз он приехал ко мне в Москву искать помощи. Для того, чтобы найти средства на строительство сгоревшего храма, нужно было не только рассказывать, но и показывать эту проблему. А это лучше всего могло сделать документального кино. Так я и проработал бок о бок с о. Евгением почти четыре года. Мы по кадрику снимали фильмы и одновременно по бревнышку, и по кирпичику строили храм.
-Чем продиктовано то, что Вы бросили Москву, отправились в забытую глубинку, в тюрьму, и сняли там фильм о служении тюремного священника, да еще и помогаете восстанавливать сгоревший храм?
-Ни в какой другой своей деятельности я не чувствовал больше смысла, чем в этом деле. Человечность о. Евгения, его простота и ясность в главном — в отношении к вере и жизни, к людям, расположила к нему не только меня, но и многих заключенных мужской исправительной колони (ИК-2) и, Поназыревских православных христиан.
В фильме «Дети Божьи» показано удаленное исправительное учреждение в уголовно-исполнительной системе области. Там заключенные задействованы в деревообрабатывающей промышленности, в швейной мастерской, прикухонном хозяйстве, минипекарне, теплице, в храме во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Внутренний двор и сам храм выглядят довольно прилично. Бараков в кадре нет. Но, вот как описывают условия жизни в ИК-2 на форуме в Интернете те, кому не безразличны зеки. Их родители: «Люди привет! Расскажу про поездку в Поназыревское ИК-2. Находится у меня там сын. Срок 4.3 года. Из карантина подняли 3 недели назад. Про карантин он рассказал, что пол там кишит крысами. Крысы везде!!! Их тьма! Просыпаешься, а они на тебе греются, лежат. Думал сын, что с ума сойдет, но ничего, не сошел. В отряде крысы то же есть, но уже ручные с именами и их немного. В те редкие годы, когда их травят, они подыхают под полом и воняют так, что тошнит, и глаза слезятся. Рассказал про клопов и вшей. Сейчас у него в бараке живут кошки, трескают баланду. Туалет без света и на улице, есть, где и в бараке. Вода в бане холодная. В кране желтая и для питья непригодна. Но другой воды нет. От неё у многих водянистые прыщи по телу. В медпункте кроме зелёнки ничего нет, да и медики с начальным медицинским образованием. С точки зрения осужденных тюрьма не способствует исправлению, наоборот, озлобляет по отношению к администрации, правоохранительным органам, законам и обществу в том числе».
О. Евгений Кетов опроверг это описание. За восемь лет служения на зоне, он не видел и не слышал ничего подобного.
В любом случае тюрьма — это не курорт, а наказание. И никто ее курортом никогда не сделает. Кетов, настоятель храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского в ИК-2 комментирует: «Для того, чтобы освобожденные в ближайшие две недели не попали назад в зону, им обязательно нужна социальная реабилитация в специально приспособленном для этого месте. Без этого наше государство тратит бюджетные деньги на содержание тюрьмы — напрасно!» Заключенные выходят на свободу озлобленными и продолжают нарушать законы! Потому что жестокость, может породить только жестокость.
Священник Кетов — главный герой фильма, свято исполняет свой долг. Он не просто чисто формально приходит отслужить литургию в деревянном храме на территории, но еще и помогает людям встать на путь исправления, оказывает им вместе с поселковыми прихожанами моральную и материальную поддержку — одеждой, едой, лекарствами и т.д.. Не холодной агитацией, а добрым словом, исповедью, беседами, терпением, пониманием и собственным примером милосердия. Он никого не осуждает. Из года в год работает над тем, чтобы привить лучшие черты закоренелым преступникам, которые очень хотят исправиться, но которым это очень трудно сделать. Процесс очень сложный! Люди озлобленные, раздражительные, депрессивные, надменные, самоуверенные, с поврежденной психикой. Многие священники и психологи отказываются от подобных «клиентов». Ведь нужно тратить колоссальные душевные силы. Нужна внутренняя устойчивость. Сам священник говорит в фильме, что дело исправления не простое, долгое и трудное, сопряжено с падениями. Кто-то на месте Кетова возненавидели бы преступников, которые кого-то ограбили, кого-то избили или даже убили. Но Кетов говорит: «Место для добра — это сердце человеческое. Если в сердце есть добро, то оно проявится везде». Он и помощницу себе выбрал чрезвычайно сердобольную — пожилую монахиню Анастасию Донцову. Заключенные называют ее своей матерью. На вопрос: «Почему Вы здесь трудитесь»? Она ответила, что у заключенных, прежде всего, страдает душа и помочь таким людям, значит угодить Богу!
О. Евгений Кетов помогает оступившимся и после их освобождения, но только тем, кого в тюрьме направлял на путь духовного перерождения, кого исповедовал и причащал. Священник сам везет освобожденных в приходской реабилитационный центр — обыкновенный дом, построенный на деньги прихожан. Там в течение двух-трех недель люди приходят в себя, адаптируются. И самое главное, реабилитационный центр помогает им забыть уголовное прошлое.
Весь документальный фильм построен на комментариях и высказываниях героев: от начальника ФКУ ИК-2, до бывших заключенных. Начальники радуются положительным переменам в заключенных, а те в свою очередь, благодарят Бога, что попали именно в колонию № 2 «под крыло» отца Евгения.
Поразительны и уникальны кадры, где огрубевшие, ожесточенные преступники искренне роняют слезы от чувства благодарности за подаренную отдушину. Многие признаются, что им так тяжело, что они доходят до ручки, но посещение храма их утешает, дает какое-то облегчение! Их злоба и ненависть к обществу с помощью батюшкиного руководства направляется в русло покаяния и умиротворения. Не об этом ли свидетельствует тюремное творчество бывшего осужденного иконописца Соловьева? Все знают, что состояние души художника отображаются на полотнах. У многих свободных иконописцев лики получаются злые. И это свидетельствует о страстях. У Алексея Соловьева образы святых совершенно спокойные, бесстрастны, как у древних мастеров-молитвенников и постников. В изводе прослеживается четкая линия, симметрия, устойчивость фигур. Это говорит об одном — человек ведет духовную жизнь, часто исповедуется, самосовершенствуется и причащается. Без чего хорошую икону не напишешь. Единственно, что выдает его статус — это темный колорит пастозного письма, свидетельствующий о жизненных тяготах. Например, темно-зеленый фон, темно-красный саккос с контрастирующими белыми пробелами.
Среди героев документального кино показаны освобожденные, которые ведут добропорядочный образ жизни. Они по собственной инициативе помогают священнику достраивать храм. Так «замаливают свои грехи».
Несколько лет тому назад восстановить храм казалось чем-то нереальным! И у многих на месте батюшки опустились бы руки. Но на свете много добрых людей! Церковь строили всем миром!
После просмотра фильма некоторых осужденных и язык не поворачивается «зеками» назвать. Правда, что, дети Божьи! Невольно вспоминается жизнь известного богослова Ефрема Сирина. В молодости он был очень раздражительным, воровал, дебоширил и, в конце концов, попал в тюрьму. По описанию Роберта Балакшина, Сирин, терпя лишения в месте заключения, мечтал жестоко отомстить, тому, кто его посадил. Но к счастью, стал верующим и раскаялся в своих преступлениях. Ныне Ефрем Сирин- святой Православной Церкви. Вот как благодать меняет людей!
Приятно, что документальный фильм «Дети Божьи» лишен навязчивой морализации (чем обычно грешат многие православные писатели, режиссеры и богословы). В сюжете нет так же статистики, выводов и агитации режиссера. Кадры нанизаны на общую идею. Видео-ряд соединен общей темой и эффектами монтажа. «Дети Божьи» — глубокий и редкий фильм, который предлагает зрителю самому все анализировать. Документальный фильм вошел в эксклюзивное DVD-издание проекта «Покров». Посмотреть «Дети Божьи» можно и в Интернете.
Светлана Фатьянова
РЕЖИССЁРСКАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ АНДРЕЯ АНДРЕЕВА
1. «Переславские версты», 2007, док. фильм, «Планетарис-фильм», 39 мин. Сценарист, ассоциативный продюсер. https://www.youtube.com/watch?v=-Z8yS1vfFmI
2. «Конник», док фильм. 2008, «КСК Святово», 39 мин. Сценарист, режиссер, исполнительный продюсер. http://www.youtube.com/watch?v=8kC5BLQ_wAc
3. «Водружение», 2010, док.фильм, «Фонд Крестьянская слобода» и «Андрей Андреев фильм», 12 мин. Сценарист, режиссер, оператор, продюсер. http://files.mail.ru/1E34579974194B81A9DC386FEA2C8372
4. «Народный доктор», 2011, док. фильм, Андрей Андреев, 26 мин. Сценарист, режиссер, оператор, продюсер. http://www.youtube.com/watch?v=NgVfPAyAhAg
5. «Приход», док. фильм, 2011, 7 минут, производство — «Андрей Андреев». Сценарист, режиссер, оператор, продюсер. http://fest.radonezh.ru/video/51700
6. «Дети Божьи», док. фильм, 2012, 35 минут, производство – «Андрей Андреев». Сценарист, режиссёр, продюсер. http://www.youtube.com/watch?v=173efxtE68E