Дарья Костюк: «Главная задача цирка – лечить души!»

Мы поговорили с одной из ярчайших представительниц циркового искусства, продолжательницы известной цирковой династии Дарьей Костюк. Дарья, как принято выражаться, «выросла в опилках», полюбила цирк еще в детстве, и всю жизнь посвятила этому непростому искусству. В возрасте 17 лет создала собственный коллектив, который носит название «Цирк Дарьи Костюк». Она – не просто руководитель и продюсер, Дарья является автором и режиссером-постановщиком всех спектаклей труппы и многих цирковых номеров.

-Дарья, как давно вы стали ставить спектакли?

-Около 15 лет назад. Сначала я ставила для Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. Затем стала ставить для своего коллектива, когда создала собственную труппу.

-На сегодняшний день вы являетесь режиссером более 20 постановок, и больше 10 из них — для «Цирка Дарьи Костюк». Какие самые яркие работы вы можете выделить?

-Самый рейтинговый и масштабный – спектакль «Остров грез», где действие проходит в воде, на льду и на основном манеже. Нам очень хотелось, чтобы не только жители столицы могли увидеть подобное шоу. В региональных цирках нет системы смены манежей, и было очень обидно, что их жители обделены. Мой муж, Вячеслав Курков, разработал вместе с инженерами механизм создания и смены манежей. В итоге этот спектакль проехал по многим городам, и сейчас мы еще более совершенствуем конструкцию. «Королевство гепардов» — это упрощённая версия «Острова грёз», мы его показываем на площадках, где нет технической возможности установить конструкцию по смене манежей. Полтора года назад мы представили постановку «Калейдоскоп фантазий». Премьера была на площадке Vegas City Hall, и в октябре этого года мы снова его показали, но уже немного в другой версии — шоу настолько понравилось зрителям, что было принято решение продлить его показы. «Калейдоскоп фантазий» — это история о маленькой девочке, способной разглядеть повод для радости в окружающей ее действительности: погоде, природе, музыке, которую она слышит, странице прочитанной книги… С помощью калейдоскопа она вместе со своими друзьями – двумя мальчишками, видит разные сцены из будущего, то есть себя в будущем. По замыслу эти трое ребят играют нас в детстве – меня, и еще двух ведущих артистов нашего цирка Вячеслава Куркова и Михаила Рамзина. А мы… мы играем самих себя – артистов цирка. Это автобиографичный спектакль. Помимо основной труппы принимают участие финалисты проекта «Голос. Дети», за что отдельное огромное спасибо Евгению Орлову – музыкальному продюсеру шоу «Голос. Дети». Они невероятные, очень талантливые, добрые, профессиональные! Дети поют вживую, что добавляет шоу дополнительную привлекательность.

-На что вы делаете упор при постановке?

-В первую очередь спектакль должен нести идею – добрую, актуальную, поучающую. Обязательно должна присутствовать социальная составляющая. Второе – я рассчитываю на зрителя любого возраста. Чтобы и детям было интересно, и их родителям, и их бабушкам, дедушкам. Каждый из них, безусловно, видит спектакли по-разному и по-разному реагирует на номера. Для меня, как для артиста и режиссера, очень приятно видеть, что все понимают мой замысел, идею. Что касается номеров – стараюсь, чтобы присутствовали все классические традиционные жанры: акробатика, воздушная гимнастика, номера с животными. У нас в коллективе есть аттракцион с гепардами, номера с собаками, кенгуру и попугаями. Но, как правило, на каждую новую постановку мы добираем еще аттракционы с другими животными. Считаю, что они должны быть обязательно, так как животные несут невероятную энергетику!

На мой взгляд, сегодня в цирке не хватает простых и легких историй, добрых. Приходя на шоу, люди должны отдыхать, ведь главная задача цирка – лечить души! Спектакли должны дарить людям положительную энергетику, чему-то учить. Вспомните сказки – в каждой из них есть глубокий смысл, не смотря на легкую подачу. Пожалуй, к этому я и стремлюсь – через смех и легкость донести до зрителя важные вещи.

-Расскажите о новогоднем шоу «Тринадцать месяцев», которое недавно завершилось.

-Это очень добрая и вдохновляющая сказка, созданная в лучших традициях Российского цирка. Действие происходит в трёхмерном пространстве – на главной арене, в воздухе и в воде. «Тринадцать месяцев» — это продолжение истории Настеньки из сказки «12 месяцев». Действие происходит в наши дни, и начинается в одной из самых обычных московских квартир, где Настенька вместе с родителями и семьей собирается отмечать Новый год. Пока родители накрывают на стол, девочка рисует в своей комнате героев любимого мультфильма «Двенадцать месяцев», воображая себя в роли доброй и отзывчивой Насти. Ее мечты прерывает голос мамы, и, сложив рисунок в самолётик, она выбрасывает его в окно. Именно с этого момента все начинается… Самолетик оказался в сказочном мире, где попал в главные часы, и, застряв там, остановил время. Наступление Нового года оказалось под угрозой, и девочка должна исправить ситуацию и противостоять КарМу – главному по части отрицательных качеств человека. Он всегда приходит тогда, когда люди проявляют себя не с лучшей стороны. За помощью Настя отправляется к Братьям месяцам, которые перессорились, и разрешить запутанную и сложную ситуацию может только Тринадцатый месяц, о котором никто никогда не слышал. Он приносит счастье, но много веков назад он был похищен и заколдован во Владениях КарМа.

Мы подобрали сильный и яркий состав профессиональных актеров и вокалистов. Кастинги шли несколько дней, и, к счастью, мне удалось найти именно тех, кто идеально отобразил образы! Они все разные, но все очень талантливые и яркие. Настеньку сыграла Вероника Устимова — участница шоу «Голос. Дети» 4 сезон, шоу «Битва Талантов» канала МУЗ ТВ, финалистка «Детского Евровидения 2017», также приняли участие актеры Евгений Левочкин, Иван Соколов, Юрий Ильиных. КарМа сыграл актер театра, кино и мюзикла Мохамед Абдель Фаттах. Они пели вживую под авторскую музыку. Это уже второй «музыкальный» спектакль, и, как показывает практика, зрителям это нравится. Из цирковых номеров были все классические жанры: много воздушной гимнастики, акробатика, жонглирование, добрая клоунада. Акробатика, например, представлена сразу в нескольких вариациях – на дорожке, на батуте, на подкидных досках и русской палке, а также несколько номеров воздушной гимнастики. Много аттракционов с животными – собаками, гепардами, уникальный номер с медведями Андрея и Татьяны Яровых, мини-лошадки. На манеже появлялись и олени.

Это настоящая елка. Конечно, когда ставишь подобные шоу, важно не отвлечь внимание от цирка актерскими репризами и вокальными номерами. Ведь прежде всего – это цирковой спектакль, а актеры и музыка дополняют его.

-Как проходили кастинги? Как подбираете персонажей и цирковые номера?

-Вы знаете, цирк сегодня – это не просто набор номеров, это полноценные спектакли с героями, с сюжетной линией. И профессия актера в связи с этим очень органично вошла в цирковое искусство. Когда мы подбирали актеров на главные роли, у меня были определенные требования и пожелания к ним, свое видение. Получилось так, что некоторые образы были подкорректированы. Например, актер Юрий Ильиных, который играл Хранителя книги, заставил меня полностью изменить героя.

-Художественным руководитель новогоднего шоу является ваш папа, Народный артист РСФСР Леонид Костюк. Это первый ваш опыт совместной работы?

-В таком формате да. И могу сказать, что папа очень повлиял на меня, я часто обращаюсь к нему за советом. Он 27 лет руководил Большим Московским цирком, первый создал артистическую труппу, которая росла с каждым годом. Он ставил не просто цирковые представления с меняющими друг друга номерами, а настоящие шоу с завязкой, кульминацией и финалом. И все истории были непременно добрыми и поучающими. Также он всегда придерживался традиций российского цирка. Это династии, это гуманная дрессура, это непременно добрая клоунада, классические цирковые жанры. Я стараюсь все это также задействовать и сохранять. Когда мы решили ставить это шоу, я попросила его стать художественным руководителем. Кто как не он со своим опытом, видением, сможет сделать по-настоящему добрую и зрелищную новогоднюю историю? Мы захотели показать именно традиционный российский цирк. Безусловно, цирк стремительно развивается, используются современные технологии, однако основа, фундамент, на мой взгляд, не должны меняться.

-Вы сказали про династии. Участвующие артисты все представители династий?

-Да. Наш новый проект состоит из потомственных цирковых артистов в разных поколениях: 2, 3-м, и даже шестом. Я — цирковая артистка в 3-м поколении, Владлена Лапиадо – 6-е поколение династии Лапиадо. На самом деле в ней объединились целых пять прославленных цирковых династий: Сур, Лапиадо, Кох, Папазовых и Авьерино. Рустам Асадуллин, Яна Шаникова, Андрей Яровой — 2-е поколение. Они все так же, как и их родители, прославляют российский цирк. Это люди, которые с младенчества впитали в себя любовь к цирку, с малых лет осваивали это искусство.

-Не смотря на то, что только что закончилось новогоднее шоу, вы уже готовите новое…

-Да, это так. Оно называется «Созвездие Veris» и будет показано 3 марта в концертном зале «Барвиха Luxury Village». Это история о юной Анфисой, весёлой и любопытной. Ярким весенним днём она увидела непонятный предмет, похожий на некий старинный артефакт. Девочка повернула предмет, словно кубик Рубека, как вдруг раздался гром, и всё вокруг приобрело серый оттенок. Анфиса изо всех сил старалась повернуть объект в обратную сторону, но ничего не получалось… в мире исчезли яркие краски. И та Весна, которая минуту назад была жизнерадостной, потеряла свою красоту… Сможет ли Анфиса вернуть миру яркие краски? Кто ей в этом поможет? В чём сила старинного артефакта? Это можно будет узнать, проделав вместе с Анфисой увлекательный путь через магический портал в Древние Миры.

В шоу представлены все жанры циркового искусства — акробатика, воздушная гимнастика, эквилибр, дрессура, иллюзия, жонглирование, клоунада. На сцене концертного зала появятся самоедские лайки, миниатюрные шпицы, а также пёс самой редкой в России породы командор! Самые яркие попугаи ара-макао, единственный в мире аттракцион с гепардами. А неповторимую атмосферу доброй и красивой истории подчеркнут артисты балетно-акробатического ансамбля.

-Что вы бы хотели сказать вашим зрителям?

-Мы все любим цирк всей душой, это у нас в крови. И эту любовь мы хотим передать нашим зрителям. Моя задача как режиссера – чтобы, выходя из зала, зритель был переполнен эмоциями – добром, восхищением, удивлением, радостью, смехом! Чтобы он мог сказать: «Я видел настоящий цирк!». Чтобы, придя на представление, люди отдохнули, забыли обо всем. И неважно, какого возраста зритель. Цирк – это искусство для всех!

Беседовала Алёна ШТЕФАН
Фото из личного архива Дарьи Костюк

 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

«Все краски мира» в Цирке Никулина на Цветном бульваре

«Все краски мира» — гепарды поселятся в центре Москвы

Дарья Костюк стала членом правления Союза цирковых деятелей России

Новогоднее цирковое шоу Леонида и Дарьи Костюк «Тринадцать месяцев»

Калейдоскоп Фантазий Дарьи Костюк

 

культураПреображениетворчествоцирк