То, что вынесено в заголовок, это «С Новым годом» по-сербски-черногорски. Этот день начался рано утром, как и всегда, с новогодних поздравлений. У меня много друзей в самых разных точках земли, которые живут в разных часовых поясах. И если, например, с Уфой разница в Питере в 2 часа, то из Черногории это уже 4 часа. Когда наша дорогая и незабываемая профессор Фируза Исхаковна Акчурина звонит мне сюда из Уфы в 12 дня, то у меня здесь ещё 8 утра. Очень много принял звонков и поздравлений по интернету, и сам отправил немало.
С утра мы с Милошем плотно позавтракали. Здесь, кстати, с разъездами и разными делами часто график завтрака, обеда и ужина сбивается, и иногда приходится совмещать завтрак с обедом, либо обед с ужином. Милош говорит, что это и хорошо: меньше ешь — здоровее будешь, но тут я с ним не согласен. Важно не количество (его можно и убавлять), а периодичность.
Утром светило настолько яркое солнце, и все вышеописанные краски моря, растений, неба, гор и скал были столь яркими, что из окна казалось, что сейчас лето. Но всё-таки это было не лето, а 31 декабря. Кофе, правда, я пил на балконе (большая лоджия, выходящая видом на пляж и море) в футболке, и минут 10 постоять так было весьма комфортно.
Потом мы поехали в Цетинье, в старый город, в самый центр. Там возле уже знакомой мне сцены, где по вечерам поют артисты, и стоит огромная толпа зрителей, днём просто играла музыка и было немноголюдно. Было открыто несколько ларёчков, столики возле них многие были свободны, мы брали кофе, коктейли, кто хотел — пиво, ракию и другие напитки, и так провели часа полтора за этими столиками в лёгкой предновогодней болтовне, шутках, смехе и веселье. Народу всего было человек 50, но в наш круг входило человек 10 — все друзья и знакомые Милоша. Я постоянно слышал уже известное «кумэ», а тем, кто видит меня впервые, представляли, что это «кум Милоша из Руссии».
Цетинье находится в широкой долине, окружённой горами, поэтому солнце здесь садится раньше, чем указано в «расписании» — сперва горы его прячут, а потом уже уходит окончательно за горизонт. По этой причине во второй половине дня уже солнышко скрылось, и сразу стало заметно холоднее. До этого даже в незастёгнутой осенней курточке было, пожалуй, жарковато, а теперь стало в самый раз, даже пришлось застегнуть — это все-таки горы.
Эта предновогодняя атмосфера была замечательная. В этих разговорах, размышлениях, шутках и смехе ты ощущаешь дух черногорцев, который остаётся неизменным на протяжении столетий. Стоял я в этой компании, а передо мной мысленно листались страницы книги Павла Аполлоновича Ровинского «Черногория в её прошлом и настоящем» — самого подробного исследования об этой стране на русском языке, выходившего в пяти толстых томах с 1880-х по 1910-е гг. Именно тот дух чувствуется и сегодня, и Милош с этим вполне согласился.
Потом мы поехали в дом Милоша, где ждали нас его родители, Милан и Весна, и готовили праздничный ужин. Приезжал брат Милоша Мирко с одним из своих сыновей, были созвоны с разными родными и близкими, в том числе и с семьёй самого Милоша, моей кумой Дашей и крестником Миланом (младшим), которые сейчас в Петербурге, и скоро семья там воссоединится. Обменялись мы поздравлениями и с семьёй наших дорогих друзей Джексонов, живущих в Америке, на другой стороне земного шара.
А незадолго до Нового года мы стреляли из ружья и карабина. Черногорцы — на протяжении столетий народ воинственный, и практически в каждой семье хранится оружие. Некоторые особо памятные события, праздники, включают в себя стрельбу из ружей. Например, черногорец стреляет от радости, когда у него рождается сын, также на Рождество и Новый год. Милан сказал, что стрельба — это музыка черногорцев! Стреляли в небо со смотровой площадки вокруг дома. А вокруг было великолепие: дом на большом участке стоит один, до ближайших соседей далеко, вокруг тишина, а на небе бессчётное количество ярких звёзд!
Потом, в 10 часов наступил Новый год в России, и мы созванивались по видеосвязи с некоторыми нашими друзьями, поздравили их. Фоном слушали хорошие записи по интернету, как местные, так и русские. Потом наступил и здесь Новый год. Мы сердечно поздравили друг друга, ещё сидели какое-то время, потом ещё ходили гулять, и потом уже разошлись на отдых.
Таким образом, это для меня был второй Новый год за границей (первый был около 20 лет назад в Словакии), и первый — в Черногории. Сречна Нова Година!
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Все люди братья. Первый день в зимней Черногории
Догоняю лето. Второй день в зимней Черногории
Кумэ. Третий день в зимней Черногории
Чушь — это не чушь. Массовое убийство в Цетинье и Достоевский. Пятый день в зимней Черногории
В быту и на природе. Шестой день в зимней Черногории
Атмосфера Диккенса. Седьмой день в зимней Черногории
Где не бывает туристов. Восьмой день в зимней Черногории
Наслаждаемся солнцем. Девятый день в зимней Черногории
Сречан Бадни дан. Десятый день в зимней Черногории
Сречан Божич. Рождество Христово. Одиннадцатый день в зимней Черногории
Путешествие через всю страну. Монастыри. Двенадцатый день в зимней Черногории
В Колашине. Тринадцатый день в зимней Черногории
Итоги. Четырнадцатый день в зимней Черногории
До свидания, Черногория! Здравствуй, Сербия! Пятнадцатый день в зимней Черногории
«Места для вас нет, но на всякий случай подождите». Неожиданный эпилог. Часть первая
«Топлива немного осталось, надеюсь, до Москвы дотянем». Неожиданный эпилог. Часть вторая