Просмотр ежемесячного архива:

Март 2023

Добротные книги. Эмма Орци «Алый Первоцвет»

В своих Добротных рассуждениях мы часто говорим о Традиции. Традиция – это то, что помогает людям сохраниться в бурном и неспокойном житейском море. В каждом историческом времени на человечество накатывают новые опасные волны соблазнов, искушений, испытаний. И только твердый берег, твердая почва под ногами, которая называется Традиция, помогает нам не скатиться в океан погибели, сохранить … Читать далее

Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская

Еще один фрагмент из спектакля по пьесе Островского – из «Грозы», в постановке МХАТ. Это фрагмент, в котором главные герои — Кудряш и Варвара в исполнении Ольги Николаевны Андровской и Бориса Николаевича Ливанова.

Островскому — 200. Часть 6. Спектакль Малого театра «В чужом пиру похмелье»

Еще одна, ранняя пьеса Островского – «В чужом пиру похмелье» (1856). Фрагмент из нее мы уже слышали в самом начале – это была ранняя запись, еще довоенная, с участием Рыжовой и Массалитиновой. Более полной версии от того спектакля не сохранилось. В 1945 г. умерла Массалитинова. Спектакль был записан на пленку в этом же году, но … Читать далее

Островскому — 200. Часть 5. Спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты»

Островский всегда современен. В Малом театре его пьесы идут, начиная с их написания и по сей день. Один из таких популярных спектаклей – «На всякого мудреца довольно простоты». Это яркий пример того, как современный спектакль может быть ярче и острее, чем все предыдущие.

Островскому — 200. Часть 4. Анастасия Зуева — монолог странницы Феклуши

Еще одна прекрасная запись – это монолог Феклуши из «Грозы» Островского в исполнении гениальной А. П. Зуевой. Исполнен и записан он в виде концертного номера, очевидно, в Доме актера. Замечательно, что слышно дыхание и реакция зрительного зала, слышны во множестве аплодисменты и хохот – это естественная реакция на гениальный текст в гениальном исполнении русской актрисы.

Островскому — 200. Часть 3. Гликерия Федотова — монолог Василисы Мелентьевой

Есть у Островского такая пьеса «Василиса Мелентьева». Сегодня ее почти не ставят, да и раньше ставили редко, и, на мой взгляд, правильно, поскольку это не лучшая пьеса Островского. У него почти все пьесы прекрасны и актуальны на все времена. Но эта неудачна, по крайней мере, тем, что здесь Иван Грозный показан кровожадным маньяком со всеми … Читать далее

Островскому — 200. Часть 2. Бедность не порок

Размещаю здесь мой любимый современный спектакль по пьесе Островского — «Бедность не порок», постановка Александра Коршунова, Малый театр. Спектакль идет и сейчас, актерский ансамбль и авторское решение таковы, что с одной стороны — это одобрил бы сам Островский, а с другой — звучит он очень современно и актуально. Здесь все прекрасны и талантливы, особенно современная … Читать далее

Островскому — 200. Часть 1. В чужом пиру похмелье

Меньше месяца осталось до 200-летия великого основателя русской национальной драматургии. Этот юбилей будет не 12 апреля, как пишет несчастная Википедия и все остальные вслед за ней, а 13 числа. Поскольку родился Островский в 1823 году, 31 марта по прежнему, Юлианскому календарю. В 19 веке эта дата при переводе на Григорианский календарь приходилась, действительно, на 12 … Читать далее

«Святой Архипелаг» — это как прекрасный сон

В российский прокат вышел фильм о жизни Соловецкого монастыря. Одно из значений слово «сенсация»: форма подачи нового знания, способного изменить картину мира и традиционные представления о возможностях человека. Все это хорошо подходит к фильму Сергея Дебижева «Святой Архипелаг». Причем как по содержанию, так и по изображению. С одной стороны, это повествование о жизни Соловецкого монастыря, … Читать далее

Добротная русская жизнь. Полюби нас чёрненькими, или как пахать сажу

Меня всегда возмущала фраза дедушки Чуковского «А нечистым трубочистам стыд и срам». Это он для красного словца написал, а сам-то, небось, в Переделкино пользовался печным отоплением, и, соответственно, часто прибегал к услугам трубочистов. Вряд ли он делал это сам, тогда не написал бы эти строки.